Проблема активной жизненной позиции

Отцы и дети

Иван Сергеевич Тургенев

Жизнь человека должна быть наполнена смыслом своего существования. Для этого каждый гражданин должен определить для себя важные приоритеты. В романе Базаров занимает активную жизненную позицию, занимается конкретным делом, приносящим пользу обществу.


Отцы и дети

Иван Сергеевич Тургенев

Выбирая для себя жизненное кредо, человек должен руководствоваться веяниями эпохи. Базаров и Аркадий были приверженцами нигилизма как современного общественного направления и старались изменить свое мировоззрение.


Отцы и дети

Иван Сергеевич Тургенев

Отсутствие активной жизненной позиции делает человека праздным приспособленцем, не способным изменить себя и общество. П.П.Кирсанов занимался самолюбованием, ему были чужды перемены в окружающем мире.


Отцы и дети

Иван Сергеевич Тургенев

Жизненная позиция человека формируется на протяжении всей его жизни и может изменяться, т.к. меняются его взгляды. Н.П.Кирсанов придерживается прогрессивных взглядов, его отношение к реформам меняется с возрастом.


Отцы и дети

Иван Сергеевич Тургенев

О своей активной жизненной позиции человек должен не только заявлять на словах, но и подкреплять действиями. Базаров постоянно трудится, Н.П.Кирсанов пытается организовать хозяйство в поместье по-новому.


Отцы и дети

Иван Сергеевич Тургенев

Руководствуясь собственными убеждениями, человек формирует свое отношение к окружающим людям и государственному строю. П.П.Кирсанов не хотел отступить от своих принципов, такие люди не могли изменить общество в лучшую сторону.


Отцы и дети

Иван Сергеевич Тургенев

Человек не должен жить воспоминаниями о прошлом, он должен стремиться к совершенствованию будущего. Базаров мечтал о будущем переустройстве российского общества, о расцвете науки, а П.Кирсанов жил одними воспоминаниями.


Отцы и дети

Иван Сергеевич Тургенев

Жизненная позиция человека не должна быть категорична и противоречить общепринятым нормам. Базаров не находит понимания в консервативном обществе и не стремится расположить к себе людей, чем мешает продвижению своих собственный теорий.


Отцы и дети

Иван Сергеевич Тургенев

Каждый человек должен иметь четкие нравственные идеалы, которые должны быть основой его жизненной позиции. Базаров отрицает моральные каноны, что мешает ему утвердиться обществе. Аркадий не теряет нравственных идеалов и обретает взаимную любовь.


Отцы и дети

Иван Сергеевич Тургенев

Активная жизненная позиция должна помогать человеку занять свое место в общество и приносить пользу людям. Действия Базарова почти не приносят пользы. Н.П.Кирсанов не заявлял о своих убеждениях, но помогал простым людям в своем имении.


Горе от ума

Александр Сергеевич Грибоедов

В двадцатых годах XIX века в России назрела необходимость коренных перемен в обществе. Образованная и знатная молодежь заняла активную гражданскую позицию. К таким людям можно отнести и Александра Андреевича Чацкого.


Горе от ума

Александр Сергеевич Грибоедов

Человек с активной жизненной позицией должен обладать сложившейся системой ценностей и твердыми нравственными идеалами. Чацкий прекрасно представляет себе в каком обществе находится и каким хочет его видеть. У него есть выстраданные, серьезные убеждения.


Горе от ума

Александр Сергеевич Грибоедов

Только всесторонне образованный, просвещённый человек может внести весомый вклад в развитие общества. Александр Андреевич превыше всего ценит «ум, алчущий познаний», тогда как представители фамусовской гвардии видят все зло именно в чрезмерной «учености».


Горе от ума

Александр Сергеевич Грибоедов

Работа на благо государства – один из способов принести ощутимую пользу обществу. Чацкий не служит, однако хорошо представляет каким должен быть этот вид деятельности. Он считает, что служить надо «делу, а не лицам» и не смешивать личные корыстные интересы с общественными.


Горе от ума

Александр Сергеевич Грибоедов

Чувство собственного достоинства – неотъемлемое качество каждого свободного и мыслящего человека. Александр Андреевич видит большую разницу между «служить» и «прислуживаться» и придает ей принципиальное значение.


Горе от ума

Александр Сергеевич Грибоедов

Личность с активной жизненной позицией не может оставаться равнодушной к порокам современного ему общества. Чацкий гневно обличает бесчеловечных помещиков-крепостников, взяточников, коррупционеров и так далее.


Горе от ума

Александр Сергеевич Грибоедов

Активная гражданская позиция предполагает горячую любовь к Родине. Чацкий с отвращением относится к слепому преклонению перед иностранными обычаями. Национальные традиции для него священны.


Горе от ума

Александр Сергеевич Грибоедов

Антиподом человека с независимой жизненной позицией является расчетливый карьерист, способный приспособится к любым условиям. Внешне кроткий Молчалин считает, что необходимо зависеть от вышестоящих особ и всячески угождать им. Он вызывает неприятие у гордого Чацкого.


Горе от ума

Александр Сергеевич Грибоедов

Человек с активной жизненной позицией не отказывается от своих идеалов в угоду обществу. Даже оставшись в одиночестве и обвиненный в безумии, Чацкий остается при своих убеждениях. Он в гневе покидает Москву в поисках единомышленников.


Горе от ума

Александр Сергеевич Грибоедов

Активная борьба с общественными пороками актуальна во все времена. Вопросы, которые поднимает Чацкий в своих монологах – темы вечные. Многие из них и сейчас сохраняют свою остроту.


Обломов

Иван Александрович Гончаров

Проблема активной деятельности связана с требованиями общества на определенном историческом этапе. В обществе помещиков и Обломовых было не принято интересоваться социальными проблемами, поэтому Илья вырос социально пассивным.


Обломов

Иван Александрович Гончаров

Активная жизненная позиция в человеке формируется благодаря желанию заниматься самообразованием и самосовершенствованием. Штольц в романе показан в беспрерывном процессе познания и деятельности.


Обломов

Иван Александрович Гончаров

Духовная нищета способна породить инфантильных и ленивых людей. У Обломова атрофировалась способность мыслить, заниматься самоанализом и самовоспитанием. В результате – полная нравственная деградация.


Обломов

Иван Александрович Гончаров

В каждом человеке есть потенциал нравственной чистоты, его нужно раскрыть. Ольга Ильинская искренне пыталась помочь Обломову стать полноценной личностью, способной испытывать сильные чувства и приносить пользу окружающим.


Обломов

Иван Александрович Гончаров

Социальная пассивность и недостаточная образованность поместного дворянства является преградой на пути к прогрессу. Гончаров показывает родителей Обломова не столько рачительными хозяевами, сколько ярыми приверженцами крепостничества. Помещики не заботились о развитии экономики в стране.


Обломов

Иван Александрович Гончаров

В каждом человеке должно быть развито желание получать моральное удовлетворение от собственного труда. Только так можно приносить пользу обществу и стране. Таким мы видим Штольца и его родителей, противоположность – семья Обломова.


Обломов

Иван Александрович Гончаров

В обществе есть люди, имеющие больше возможностей: дворяне – люди состоятельные, имеющие права в обществе. Именно от них зависит формирование общественного уклада. В романе показано русское поместное дворянство, которое совершенно не интересуется бесправием простого народа.


Обломов

Иван Александрович Гончаров

Эмоциональная неразвитость человека влияет на его жизненную позицию. Обломов боится испытывать сильные чувства, его страшат возможные перемены. Гончаров показал, что люди, боящиеся эмоциональных переживаний, не способны иметь активную жизненную позицию.


Обломов

Иван Александрович Гончаров

Активная жизненная позиция – это ответственность перед обществом и близкими людьми. Штольц всегда выполняет свои обязательства, благодарен родителям и Ольге. Обломов ? совершенно безответственный человек.


Обломов

Иван Александрович Гончаров

Отсутствие активной жизненной позиции у молодого поколения приводит к переоценке ценностей в обществе. Для Обломова и его знакомых главным являются внешние атрибуты светской жизни. Писатель показал полную бездуховность «обломовщины».


Преступление и наказание

Федор Михайлович Достоевский

Теория Раскольникова заключается в делении всего человечества на «тварей дрожащих» и «право имеющих». Это неправильная позиция. Все люди одинаковы, ни у кого нет прав больше, чем у других людей.


Преступление и наказание

Федор Михайлович Достоевский

Раскольников долго думал, прежде чем совершил преступление. Может ли он переступить черту, перешагнуть через свою совесть? Оказалось, что может.


Преступление и наказание

Федор Михайлович Достоевский

После убийства старухи-процентщицы Родион приходит к мнению, что убил не старушку, а самого себя.


Преступление и наказание

Федор Михайлович Достоевский

Крах активной жизненной позиции Раскольникова происходит тогда, когда он понимает, что совершить преступление он смог, а перешагнуть через себя - нет, что он так и остался «тварью дрожащей». Полностью отказаться от своих убеждений Родион не смог, но во многом пересмотрел свою теорию.


Преступление и наказание

Федор Михайлович Достоевский

Раскольников во многом схож с Лужиным и Свидригайловым благодаря своей теории. Похожи они мыслями. Родион совершил преступление в большей степени не из-за денег, а ради того, чтобы возвести себя категорию право имеющих.


Преступление и наказание

Федор Михайлович Достоевский

В романе есть несколько активных жизненных позиций. У Сони Мармеладовой есть своя теория, которая противоречит идее Родиона. Она считает, что никакие трудные жизненные обстоятельства не могут оправдать преступления, что права убивать не имеет никто.


Преступление и наказание

Федор Михайлович Достоевский

Соня Мармеладова не понимает и не воспринимает теорию Раскольникова, она лишь подсказывает ему правильный выход – обратиться к Богу, именно он становится путем к обновлению и спасению Родиона.


Преступление и наказание

Федор Михайлович Достоевский

Все люди равны между собой, и никто не имеет права посягнуть на чужую жизнь, какие бы причины ни были. Соня постепенно доносит это до сознания Раскольникова. Это должен знать каждый человек.


Преступление и наказание

Федор Михайлович Достоевский

Активная жизненная позиция Сони Мармеладовой совпадает с мыслями самого автора произведения. Любить людей, Бога – вот, что должен делать человек.


Преступление и наказание

Федор Михайлович Достоевский

Автор создает Сонечку Мармеладову как полную противоположность Раскольникову, ее теория полностью опровергает его позицию.