Проблема бесчеловечного отношения к человеку в тоталитарном государстве

Архипелаг Гулаг

Александр Исаевич Солженицын

В произведении описываются издевательства и жестокость по отношению к политическим заключенным.


Поэма Реквием

Леонид Николаевич Андреев

Поэма написана под влиянием большого количества встреч с матерями и родственниками заключенных в Крестах. Она повествует о многочисленных, тяжелых арестах сына и мужа.


В окопах Сталинграда

Сергей Трофимович Алексеев

Повесть Некрасова описывает героизм людей, которые в тоталитарной стране считаются лишь «винтиками» государственной машины. Автор клеймит тех, кто держит людей в страхе, без раздумий посылает на бессмысленную смерть, расстреливает из-за потерянной саперной лопаты.


Реквием

Леонид Николаевич Андреев

В поэму «Реквием» А. Ахматова вложила свои переживания по поводу неоднократных арестов сына и мужа, а также впечатления от встреч с родными тех, кто содержался в петербургской тюрьме Кресты.


Котлован

Андрей Платонов

А. Платонов в повести «Котлован» поднимает проблему трагичности судьбы обыкновенного человека при тоталитарной власти. В деревнях бушует коллективизация и истребление кулачества. Кулаки ненавистны пролетариям только потому, что у них есть частная собственность. Борьба с ними приводит к тому, что дома опустели, а деревня постепенно умирает. Лишь в кузнице с фанатизмом слепого трудолюбия трудится медведь-батрак, безусловно, истинный пролетарий, ненавидящий «хозяев». Одни теряют близких одного за другим, других отправляют в море на плотах, обрекая на мученическую гибель. Ужасает покорность крестьян, которая лишь изредка сменяется одиночными бессмысленными бунтами.


Колымских рассказов

Варлам Тихонович Шаламов

Варлам Шаламов, человек трагической судьбы, который долгие годы провел в колымских лагерях, также рассматривает проблематику зверского отношения тоталитарного государства к человеку. В его потрясающих по психологическому воздействию «Колымских рассказах», своеобразном колымском эпосе, открывается беспощадная правда о лагерной жизни. В лагерях люди ведут нечеловеческое существование, теряют все, что связывало их с прошлой, нормальной жизнью, губят весь прежний опыт, который становится неприменимым в новых условиях. Жизнь заключенных он делит на две: первую, долагерную, и вторую – жизнь в лагере.