Проблема чести и совести

Мастер и Маргарита

Михаил Афанасьевич Булгаков

Одним из самых неоднозначных и глубоких произведений русской литературы по праву считается роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита». Доказательством этого является множественность затронутых автором проблем.


Мастер и Маргарита

Михаил Афанасьевич Булгаков

Проблема совести и нравственного выбора тесно связана с образом Понтия Пилата. Историю эту начинает рассказывать Воланд, а главным героем становится не Иешуа Га-Ноцри, а сам Пилат, который казнил своего подсудимого.


Мастер и Маргарита

Михаил Афанасьевич Булгаков

Поскольку в Библии этот образ был схематичен, чувства и возможные переживания этого человека пытался описать М. Булгаков. Автор создает образ несчастного человека, который оказался в плену общественных интересов.


Мастер и Маргарита

Михаил Афанасьевич Булгаков

Некогда Пилат был воином и жил по принципам. Однако власть испортила и притупила некоторые благородные взгляды прокуратора.


Мастер и Маргарита

Михаил Афанасьевич Булгаков

Пилат болен гемикранией, он ненавидит свой город и тех, кем правит. Все серо и уныло, правление не представляет интереса, поскольку гадко.


Мастер и Маргарита

Михаил Афанасьевич Булгаков

Когда появляется Иешуа, Пилат проникается симпатией к человеку, которого принято считать сумасшедшим. Здесь начинает проявляться совесть правителя, его человеческие качества и стремления.


Мастер и Маргарита

Михаил Афанасьевич Булгаков

То, что он хотел отменить приговор Иешуа и помиловать его, говорит о благородстве порывов его души. Однако система давит и давит нещадно. Один человек порой не в силах побороть ее. С одной стороны


Мастер и Маргарита

Михаил Афанасьевич Булгаков

С другой же, право выбора остается за правителем. И тут совесть была задавлена тщеславными порывами и стремлением сохранить власть. Решение принимается в пользу другого преступника, Варравана.


Мастер и Маргарита

Михаил Афанасьевич Булгаков

Трусость, по мнению автора, низкое чувство. Ему нет равных, потому что лучше уж идти со злом по жизни, чем стремиться помогать добру, а потом предавать свои желания под действием малодушия.


Мастер и Маргарита

Михаил Афанасьевич Булгаков

Наказанием за трусость для правителя становится бессмертие. Он должен жить с муками совести вечно, думать о низости своего поступка.


Мастер и Маргарита

Михаил Афанасьевич Булгаков

Постоянно думать и представлять Иешуа, страдать и мучаться – крест Пилата, который он обречен нести вечно.


Мастер и Маргарита

Михаил Афанасьевич Булгаков

Драматичность образа Пилата в том, что он – и палач, и жертва в одном лице. Причем, мучения его гораздо сильнее, чем обвинительная роль.


Мастер и Маргарита

Михаил Афанасьевич Булгаков

Спасение Пилата в романе Мастера. Его произведение прочитано, и сам Иешуа попросил лишить его вечных мук. Совесть бессмертна, и она способна спасти человека, даже если тот совершил много неправильных поступков в жизни. Искупление вечно.


Преступление и наказание

Федор Михайлович Достоевский

Ф. М. Достоевский – глубокий философ и психолог, потому проблема чести и достоинства в романе – одна из центральных и наиболее полно рассмотренных тем.


Преступление и наказание

Федор Михайлович Достоевский

Раскольников решается на преступление ради своих близких, ведомый жаждой мести за всех обездоленных и бедных людей того времени. Им руководит великая идея – помочь всем униженным, обездоленным и поруганным современным обществом. Однако реализовывается это стремление не совсем благородно.


Преступление и наказание

Федор Михайлович Достоевский

Главный герой – сильная личность, потому он решился на сделку с собственной совестью. «Разум» победил над чувствами, воля зажала в тиски эмоции. Преступление идет в разрез с представлениями Родиона о счастливой жизни изначально.


Преступление и наказание

Федор Михайлович Достоевский

Решение проблемы безнравственности и беззакония не было найдено. Напротив, Раскольников стал частью этого мира с его нарушениями и грязью. Доказательством этому является то, что героя ничуть не заботит совершенное преступление вначале. Он полностью себя оправдывает тем, что убил «тварь дрожащую».


Преступление и наказание

Федор Михайлович Достоевский

Второе преступление – совершенное Родионом – это глубокий авторский «акцент» и намек на то, что первое убийство или же преступление закона неминуемо влечет за собой второе. И тут уже герой не идет на сделку с совестью. Решение приходит в его голову мгновенно, без тени раздумий.


Преступление и наказание

Федор Михайлович Достоевский

Теория Раскольникова о «добре и зле», его жесткая уверенность в том, что такими поступками можно решить проблемы в обществе начинает разрушаться сразу же после совершенного им преступления. Нельзя человека лишать жизни. Это против всех законов. Особенно, нравственных.


Преступление и наказание

Федор Михайлович Достоевский

Героиня, которая живет «по совести», жалеет всех и старается помочь – это Соня Мармеладова. Она никогда не осуждает никого и всем сострадает, хотя сама находится в плачевном положении. Ее появление в жизни Раскольникова – луч спасения для его заблудшей души.


Преступление и наказание

Федор Михайлович Достоевский

Пытаясь отстоять свои интересы, герой все же осознает в результате все те низкие поступки, которые совершил, стараясь сделать добро. Нельзя зло искоренить злом. Вскоре совесть героя просыпается и начинает жить правильной жизнью.


Преступление и наказание

Федор Михайлович Достоевский

Нравственность живет в душе каждого человека. Это пытался сказать автор на примере Сони. Самое важное – ее сохранить и правильно развивать. Героиня помогла не только себе. Она спасла Раскольникова от душевного падения. Это для автора самое главное. Можно заблудиться и запутаться. Но выйти на правильный путь – дело чести.


Герой нашего времени

Михаил Юрьевич Лермонтов

Печорин – многогранный герой романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», потому на примере раскрытия образа реализовывается взгляд автора на многие вечные ценности и глобальные проблемы. Одна из таких – проблема чести и совести.


Герой нашего времени

Михаил Юрьевич Лермонтов

Создавая портрет типичного человека тех времен, автор пытался описать тех людей, которые в то время были «лишними», выброшенными на задворки общества. Именно они не могли обрести покоя душевного и телесного


Герой нашего времени

Михаил Юрьевич Лермонтов

Печорин мается вопросом, для чего он родился и живет. В чем смысл жизни – главная проблема всех мыслящих людей того времени. Его понимание каждого говорит об остроте ума и твердости убеждений.


Герой нашего времени

Михаил Юрьевич Лермонтов

Печорин – военный. В то время военные делали карьеру, не смотря ни на чьи интересы, чего нельзя сказать о герое. Он служит Родине, но не «выслуживается», то есть руководствуется принципами и совестью.


Герой нашего времени

Михаил Юрьевич Лермонтов

Герой – раздвоенная сомневающаяся личность. Он вечно в поиске жизненных целей и приключений. Потому на глобальные поступки ради отечества не способен, о чем сам и говорит.


Герой нашего времени

Михаил Юрьевич Лермонтов

Если бы общество было правильным по сути, а его содержание не было бы гнилым, именно Печорин смог бы быть на страже его интересов. Но, поскольку нет в современных нормах ничего светлого и совестного, ни о каком служении принципам страны не может быть и речи.


Герой нашего времени

Михаил Юрьевич Лермонтов

Однако и внутреннее состояние Печорина не всегда можно назвать правильным в плане принципов. Индивидуализм и равнодушие героя автор нам описывает для того, чтобы показать на примере, что такие личности не развиваются в гармонии с природными законами.


Герой нашего времени

Михаил Юрьевич Лермонтов

Безрассудство в поступках героя свидетельствует о нестабильности его взглядов и приводит к тому, что из-за него страдают и даже гибнуть люди. Автор не дает характеристики героя в хронологической последовательности. Именно обрывочно, от случая к случаю. Читатель благодаря этому видит, что нет динамики развития образа. Совесть и принципы не обуяют героя никогда. Образ статичен.


Герой нашего времени

Михаил Юрьевич Лермонтов

Размышления о предназначении не покидают героя. Но он и сам начинает понимать, что в поисках правильного решения, не видя никого вокруг, его душа как раз и утрачивает внутреннюю сущность и правильность помыслов.


Герой нашего времени

Михаил Юрьевич Лермонтов

Печорину скучно. И эта скука порождает безразличие. А равнодушие неспособно жить параллельно с душой и законами природы. Что-то вытесняет более слабый элемент. Так и эгоизм подавил человеческие качества «небезразличия» и любви к ближнему.


Капитанская дочка

Александр Сергеевич Пушкин

Проблема чести и совести в «Капитанской дочке» раскрывается на примере жизни и поступков Петра Гринёва.


Капитанская дочка

Александр Сергеевич Пушкин

С самого раннего возраста ему внушалось, что сохранять свою честь – это самое важное для человека, что нужно строго следовать народной поговорке о чести, которую надо беречь смолоду.


Капитанская дочка

Александр Сергеевич Пушкин

Именно верность такому принципу отца юного Петра способствует отправке сына на военную службу в отдалённую Белогорскую крепость, хотя связи позволяли избежать воинскую службу.


Капитанская дочка

Александр Сергеевич Пушкин

С первых дней после расставания с родителями Пётр стремится не поступаться своей совестью: проигранный карточный долг он честно отдаёт, несмотря на возражения Савельича.


Капитанская дочка

Александр Сергеевич Пушкин

Видя замерзающего путника, Гринёв, буквально, спасает его от гибели: совесть не позволяет равнодушно смотреть, как замерзает человек.


Капитанская дочка

Александр Сергеевич Пушкин

Честь дворянина не позволяет Гринёву простить Швабрина, с которым он подружился, за грязные намёки в адрес Маши. Дуэль, по мнению Петра – единственный способ отстоять честь девушки.


Капитанская дочка

Александр Сергеевич Пушкин

Полюбив Машу, молодой человек считает себя ответственным за её судьбу, и это тоже проявление чести и достоинства настоящего дворянина. В самый опасный момент он прячет её в доме попадьи.


Капитанская дочка

Александр Сергеевич Пушкин

Так же достойно ведёт себя Пётр, оказавшись в плену у соратников Пугачёва: он не унижается, не молит о пощаде и готов принять смерть


Капитанская дочка

Александр Сергеевич Пушкин

Будучи честным человеком, Гринёв не может не возмущаться нерешительностью и бездарностью военных чиновников Оренбурга.


Капитанская дочка

Александр Сергеевич Пушкин

Как человек чести, он не может не уважать своего врага Пугачёва за решительность, смелость и отвагу, которые лжецарь проявляет во время восстания.


Капитанская дочка

Александр Сергеевич Пушкин

Честью и совестью продиктованы все последующие поступки Гринёва во время Пугачёвского бунта: он не стал предателем, как Швабрин; рискуя жизнью, спасает Машу и готов отвечать за своё общение с бунтовщиком перед государыней.


Капитанская дочка

Александр Сергеевич Пушкин

Образ Гринёва – живой образ молодого человека, не лишённого человеческих слабостей, но для которого соблюдение чести – главное в жизни.


Капитанская дочка

Александр Сергеевич Пушкин

Этот герой может служить достойным примером для современных молодых людей, у многих из которых понятие чести искажено, а совесть считается отжившим понятием.


Капитанская дочка

Александр Сергеевич Пушкин

Таким же образцом верности своему долгу, чести и совести является и капитан Миронов. Он не предал Отечество и государыню, а предпочёл достойно умереть, смело бросив в лицо Пугачёву обвинения в том, что тот преступник и государственный изменник.