Проблема интернационализма (межнациональных отношений)

Ночевала тучка золотая

Анатолий Игнатьевич Приставкин

Несмотря на кровопролитные войны, ведущиеся на Кавказе, русский мальчик Колька и чеченский – Алхузур, стали почти как братья. Когда у Кольки погибает брат Сашка, маленький чеченец как никто другой понимал его горе и сопереживал ему. Такая искренняя братская помощь вернули мальчика к жизни. Чтобы спасти друга Алхузур отрекается от своего имени и называется Сашкой. Такой мудрый поступок наполняет Кольку новыми силами, он уже никогда не сможет увидеть врага в чеченце. Детский приемник собирал детей различных национальностей. Здесь были ногаец Балбек, татарин Муса, немка Лида Гросс, казахи, армяне, молдаване, евреи, болгары. Дети жили дружно и разные национальности не заставляли их чувствовать отличия. Воспитательница говорила, что не бывает плохих народов, а бывают плохие люди. Одиннадцатилетний Колька не возненавидел всех чеченцев, но старался понять, почему его брат был убит. Его мысли текли в русле интернациональных категорий: все народы должны жить одной семьей, дружно, избегая кровопролития.


Ночевала тучка золотая

Анатолий Игнатьевич Приставкин

Два мальчика – чеченец Алхузур и русский Колька – сильно подружились, хотя взрослые вели безумные войны, в том числе и на Кавказе. Чеченец помогал своему другу пережить страшную гибель брата Сашки, и именно его поддержка помогла мальчику возвратиться к жизни. Чтобы спасти друга, Алхузур назвался Сашкой и тем самым отрекся от своего настоящего имени. Это помогло Кольке воспрять духом и понять, что он не сможет никогда смотреть на чеченца как на врага. В детском приемнике были разные по национальности дети: и татарин Муса, и немка Лида Гросс, и ногаец Балбек, и казахи, и евреи, и молдаване, и армяне, и два болгарина. Все они дружили и заботились друг о друге, не испытывая национальной неприязни. Их воспитательница Регина Петровна также внушала детям мысль, что плохих народов не бывает, а бывают только плохие люди. Несмотря на ужас, который пережил одиннадцатилетний Колька, он не погряз в ненависти, а старался понять, почему его брата убили. Мальчик задавался вопросом: почему нельзя жить без убийств, дружной семьей народов.