Проблема исторической памяти

Бородино

Михаил Юрьевич Лермонтов

На войну необходимо смотреть глазами рядовых солдат, только так можно полноценно оценить весь масштаб происходящих событий. В «Бородино» повествователем является простой солдат, рассказывающий о сражении. Но в его лице изображен весь народ, участвующий в битве.


Бородино

Михаил Юрьевич Лермонтов

Тот, кто не помнит своего прошлого, не имеет будущего. Солдат огорчен тем, что в «нынешнее» время подвиги солдат забываются, и уже нет таких богатырей, способных встать на защиту Отечества. Во время Бородинской битвы каждый был героем, так как, не задумываясь, отдавал жизнь в борьбе с врагом.


Бородино

Михаил Юрьевич Лермонтов

Бородинская битва предрешила исход Отечественной войны 1812 года и оказалась одной из самых кровопролитных в истории России. Лермонтов описывает само сражение, создавая точные и яркие образы солдат, противника, самого места действия. Благодаря метафорам, эпитетам, олицетворениям перед читателем предстает подлинная картина Бородинского сражения.


Бородино

Михаил Юрьевич Лермонтов

Москва была оккупирована французами и сожжена, чего русский народ никак не мог простить. Солдат рассказывает о клятве, которую дали все бойцы – умереть под Москвой. Он считает, что так было угодно Богу – отдать Москву французам, но с рук им это не сошло.


Бородино

Михаил Юрьевич Лермонтов

Французская армия, считающая, что победа ей обеспечена, не ожидала такого сопротивления от русских войск. Солдат слышит, как французы ликуют, заранее празднуя победу. Зато русский бивак тих и напряжен.


Бородино

Михаил Юрьевич Лермонтов

В начале Бородинского сражения русская армия несла невероятные потери и была вынуждена отступать. Солдат, рассказывая об отступлении, употребляет два слова «долго» и «молча», как нельзя лучше характеризующие психологическое состояние бойцов и их желание ввязаться в бой.


Бородино

Михаил Юрьевич Лермонтов

Любое историческое событие, показывающее отвагу и силу духа русского человека, является национальным достоянием и предметом гордости всего народа. Автор восхищается героями Бородинской битвы, их мужеством и самопожертвованием.


Бородино

Михаил Юрьевич Лермонтов

Русская армия несла потери в вооружении: кончались пули, были разгромлены орудия. Герой поэмы рассказывает, как бойцы боролись с французами в рукопашных схватках, не думая о страхе.


Бородино

Михаил Юрьевич Лермонтов

Историческое значение Бородинской битвы и ее героев трудно переоценить. Солдат-артиллерист сетует, что погибло так много его товарищей, настоящих богатырей, сравнивая их с «могучим, лихим племенем».


Бородино

Михаил Юрьевич Лермонтов

Несмотря на то, что победа физически осталась за французами, сам бой сломил их моральный дух, а русские солдаты готовы были сражаться дальше. Герой поэмы говорит о том, что наутро солдаты были готовы затеять новый бой и стоять до конца, но французы отступили.


Черные доски

Владимир Алексеевич Солоухин

В своем произведении «Чёрные доски» В. Солоухин повествует о вопиющих фактах разграбления церкви в родной деревне, сдачи редких книг в макулатуру, использовании старинных икон для сколачивания ящиков для картошки. В Ставрово одну из церквей отдали под столярную мастерскую, другую – под машинно-тракторную станцию. В церкви заезжают тракторы и грузовики, закатывают бочки горючего. По мнению автора, однако, «коровник, паровоз, подъёмный кран и дорожный каток» никогда не могут заменить Покров на Нерли и Московский Кремль, дом отдыха не может быть расположен в монастыре Оптина пустынь, возле которого находятся могилы обычных людей, старцев, родственников Пушкина и Толстого. Солоухин напоминает, что память об ушедших нужна не мертвым, а живым.


Русская культура

Дмитрий Сергеевич Лихачев

В книге «Русская культура» и других своих исследованиях академик Д. С. Лихачев писал, что культура является духовной основой общенационального бытия, а ее сохранение – залогом «духовной безопасности». По мнению ученого, без развитой культуры ни настоящее, ни будущее государства и народа не имеет смысла. Для развития культуры необходимо постоянно поддерживать некий диалог: внутренние и внешние связи с другими культурами. Это обогащает ее и поднимает на новую ступень в историческом развитии. Ученый разработал «Декларацию культуры», которая должна на международном уровне поддерживать и защищать культуру, созданную людьми.


Письма о добром и прекрасном

Дмитрий Сергеевич Лихачев

По мнению автора, если человек не просматривает фотографии, где изображены его родители, не ценит память, которую хранят принадлежащие им вещи и возделанный ими сад, то он не любит их. Если он не любит старые дома и улицы, то он не любит и свой город. Если человек равнодушно относится к историческим памятникам, то он так же равнодушен и к своей стране.


Черные доски

Владимир Алексеевич Солоухин

В своем произведении В. Солоухин размышляет о том, сколько уникальных церквей, старинных икон было бездумно уничтожено на протяжении XX века. Он вопрошает, неужели не достойны лучшего обхождения места, где венчались наши предки, где они погребены? По мнению автора, всего один шаг отделяет это от надругательства над могилами. Утрата исторических памятников приводит к потере человеческого облика.


Буранный полустанок

Чингиз Айтматов

Тему исторической памяти и сохранения народных традиций поднимает в романе «Буранный полустанок» Ч. Айтматов. В нем идет речь о манкуртах, людях, насильно лишенных памяти. Один из таких людей убил свою мать, когда она пыталась вернуть его воспоминания. В отчаянии женщина кричала: «Вспомни имя свое!».


Письма о добром и прекрасном

Дмитрий Сергеевич Лихачев

Автор размышляет о том, насколько связаны память и любовь. Он говорит, что если человек не чтит память родителей, воплощенную в вещах, которыми они владели, и в саде, который они возделывали, не просматривает фотографии, где они изображены, то он не любит их. Если человек ничего не чувствует, проходя по старым улицам своего города и смотря на старые, пусть и плохонькие дома, то он не любит родной город. Если он равнодушен к памяткам истории, то он не любит и свою страну.


Черные доски

Владимир Алексеевич Солоухин

Автор описывает, как много уникальных икон и церквей было разрушено и уничтожено в XX веке. В этих стенах венчались наши родители, так неужели они не достойны лучшего отношения? Неужели не нужно беречь места, где погребены наши предки? Всего один шаг отделяет их уничтожение от надругательства над самими могилами, считает В. Солоухин. Люди теряют человеческий облик, когда утрачивают исторические памятники.


Черные доски

Владимир Алексеевич Солоухин

Произведение В. Солоухина «Чёрные доски» рассказывает о том, как в родном селе автора разграбили церкви, сдавали старинные книги в макулатуру и сколачивали из икон ящики для картошки. В одной церкви в Ставрово расположили столярную мастерскую, в другой - машинно-тракторную станцию. Вовнутрь заезжали грузовики и гусеничные тракторы, закатывали бочки с горючим. Но разве может «коровник, паровоз, подъёмный кран и дорожный каток» прийти на смену Покрову на Нерли, Московскому Кремлю? Разве можно разместить дом отдыха в монастыре Оптина пустынь, рядом с которым похоронены старцы, родственники Пушкина и Толстого, да и просто обычные люди? Сохранение памяти о них важно не мертвым, а живым.