Проблема милосердия

Наука ненависти

Михаил Александрович Шолохов

Рассказ М. Шолохова «Наука ненависти» повествует, как лейтенант Герасимов нашел в картофельной ботве девочку, которая напомнила ему дочку. Читатель приходит к мысли, что не бывает на войне чужих детей. Дети также не оставались равнодушными к трудностям народа. Они помогали ослабленным и усталым солдатам, выносили к дороге еду: хлеб, картофель, кто что мог. Картошка, которую подобрал главный герой и которой поделился с соседом, была для него самой вкусной из тех, что он когда-либо ел.


Гроза

Александр Николаевич Островский

По мнению Д. Гранина, милосердие должно проявляться регулярно, иначе оно ослабнет и атрофируется. Эта проблема особенно важна сегодня, когда в обществе не поощряется взаимопомощь. Нам действительно необходимо заботиться о тех, кто нуждается в поддержке. Милосердие развивается с малолетнего возраста, по примеру взрослых. Если они занимаются благотворительностью, заботятся о нуждающихся, то и ребенок будет проявлять такие качества. Сначала они появятся в характере ребенка в примитивной форме, однако потом разовьются в устойчивое желание помогать тем, кто оказался в беде. Именно такое воспитание заставляло русскую эмигрантку Тамару Волконскую спасать не одну жизнь во время войны. Если же ребенок растет в атмосфере злобы и невежества, то он равнодушен к чужому горю. Такими были Борис и Тихон в произведении "Гроза" А. Н. Островского. Они были воспитаны "темным царством", где вместо милосердия развивается бессердечие. Их равнодушие довело Катерину до самоубийства. Сегодня мир все больше превращается в "темное царство", однако каждый из нас может замедлить этот процесс, проявляя добро и милосердие.