Проблема непобедимости хамства

Собачье сердце

Михаил Афанасьевич Булгаков

Проблема непобедимости хамства – одна из основных нравственных проблем, затрагиваемых в повести «Собачье сердце».


Собачье сердце

Михаил Афанасьевич Булгаков

Хамство стало нормой для людей описываемой эпохи. Шариков, Швондер, Пеструхина – все они считают грубое отношение к людям правильным и естественным.


Собачье сердце

Михаил Афанасьевич Булгаков

Филипп Филииппович Преображенский – интеллигентный и воспитанный человек. Он терпеть не может хамства и в своем доме старается бороться с любыми его проявлениями.


Собачье сердце

Михаил Афанасьевич Булгаков

Преображенский считает, что вежливость и ласка – единственные допустимые способы общения.


Собачье сердце

Михаил Афанасьевич Булгаков

Невозможность победить хамство Шарикова и сделать из него нормального человека стала причиной, по которой Преображенский решился провести вторую операцию, превратив его обратно в собаку.


Собачье сердце

Михаил Афанасьевич Булгаков

Шариков хамил профессору не из-за скверного характера, а потому, что это было нормой в том обществе. Он брал пример со Швондера и других окружающих его людей, которые были ему более симпатичны и понятны, нежели Преображенский.


Собачье сердце

Михаил Афанасьевич Булгаков

Шариков видел, что хамы в окружающем мире занимают ответственные должности и имеют власть, а вежливый Преображенский остается одиноким и ненужным обществу.


Собачье сердце

Михаил Афанасьевич Булгаков

По мнению Преображенского хамство и грубость нельзя будет победить до тех пор, пока люди не поймут, что с этими пороками необходимо бороться.


Собачье сердце

Михаил Афанасьевич Булгаков

Доктор Борменталь – единственный, кто во многом разделяет взгляды профессора. Он старается помочь сделать из Шарикова человека, победив его привычку к хамству, но все безуспешно.


Собачье сердце

Михаил Афанасьевич Булгаков

Попытки бороться с хамством обернулись для Преображенского неудачей и разочарованием. Он был вынужден признать, что нельзя научить человека уважать других людей, если тот сам не захочет этому научиться.