Проблема одиночества

Мастер и Маргарита

Михаил Афанасьевич Булгаков

Одной из центральных проблем романа является проблема одиночества. Она раскрывается на примере многих ситуаций и главных героев. Автор подчеркивает, что человек, имея мысли и суждения, не свойственные общепринятым, обречен на душевные поиски и вечное одиночество.


Мастер и Маргарита

Михаил Афанасьевич Булгаков

Главный герой романа – Мастер – одинок по призванию. Творческая личность, которая мыслит глобально и глубоко, не может найти себе единомышленников в жизни. Раскрыв образ Понтия Пилата и Иешуа в произведении по-своему, он обрек себя на извечное неприятие обществом.


Мастер и Маргарита

Михаил Афанасьевич Булгаков

Думающий человек не может быть там, где никто не мыслит. Все только бездумно существуют, ведомые правилами и канонами. Об этом говорит автор.


Мастер и Маргарита

Михаил Афанасьевич Булгаков

Маргарита – центральный и почти единственный женский образ романа. Она способна на жертву во имя любви, благодаря чему спасает себя от вечного одиночества. Ее жизнь сера и мерзка в реальном мире. Ей нужны решения, способные спасти душу. И не только свою.


Мастер и Маргарита

Михаил Афанасьевич Булгаков

Образ Пилата как человека властвующего и имеющего все мирские блага. Он может позволить себе, казалось, все: деньги, власть, славу. Но Иешуа, который появляется в его жизни, говорит о том, что «у Пилата болит голова». Здесь мы видим значение этого выражения в переносном смысле. Это значит, что Пилат переживает, а потому также обречен на одиночество. Мысли обществом не ценятся.


Мастер и Маргарита

Михаил Афанасьевич Булгаков

Муки совести, которые сковали Пилата навсегда, обрекают его на постоянные страдания, боль и вечный внутренний диалог с самим собой.


Мастер и Маргарита

Михаил Афанасьевич Булгаков

Проблема одиночества, по мнению автора, решается через любовь. Любовь к ближнему в широком смысле слова. Об этом говорит Иешуа, который любит всех, несмотря на причиненные ему злодеяния. Не забывает об этом и Маргарита, стремясь спасти Мастера и всех страждущих.


Мастер и Маргарита

Михаил Афанасьевич Булгаков

Благородство героини подтверждается еще и тем, что все желания, которые она загадывает, не касаются ее личных интересов.


Мастер и Маргарита

Михаил Афанасьевич Булгаков

Даже Воланд, центральный представитель якобы «сатанинской» стороны жизни, одинок. Он «часть той силы, что хочет зла, а все время совершает благо». Каноны жизни изменились, и его действия не несут уже той нагрузки, которую должны.


Мастер и Маргарита

Михаил Афанасьевич Булгаков

Иван Бездомный – поэт, который атеистически относился к жизни. В конце же романа он не может найти себе места и разрешения своих мучений. Он понял всю фальшь и низость общества, но найти выход не может. На его примере автор отображает катастрофу неверующего, который не может познать истину.


Гроза, Бесприданница

Александр Николаевич Островский

Развитие действия драм «Гроза» и «Бесприданница» строится на взаимоотношении людей. Часто они раскрываются в противопоставлении характера главной героини и окружающих. И Катерина, и Лариса одиноки, потому что не могут жить по законам ханжеской и мещанской среды.


Гроза, Бесприданница

Александр Николаевич Островский

Проблема одиночества в пьесах «Гроза» и «Бесприданница» является одной из важнейших. Обе героини А.Н .Островского наделены стремлением к воле и умением чувствовать красоту, но не могут адаптироваться к закоснелым нравам, которые царят в обществе.


Гроза, Бесприданница

Александр Николаевич Островский

Катерина из «Грозы» и Лариса из «Бесприданницы» – девушки с большой душой, которые умеют видеть красоту. Они стремятся к чистой любви, но равнодушный мещанский мир не дает им реализовать мечты.


Гроза, Бесприданница

Александр Николаевич Островский

Жестокая среда, в которую попадают героини пьес А.Н. Островского, делает трагическими их судьбы. Катерина и Лариса не могут справиться с напором общественного мнения, которое убивает в них светлые чувства.


Гроза, Бесприданница

Александр Николаевич Островский

Образы Екатерины и Ларисы из главных психологических пьес А.Н. Островского – очень яркие и сложные. Обе девушки по-своему одиноки в обществе, с которым не могут найти гармонии.


Гроза, Бесприданница

Александр Николаевич Островский

Тема одиночества в «Грозе» и «Бесприданнице» раскрывается глубоко. Светлые души, способные на сильное чувство, не выдерживают напора «темного царства», и погибают.


Гроза, Бесприданница

Александр Николаевич Островский

Одиночество в пьесах А.Н. Островского всегда ведет к смерти. В «Грозе» и «Бесприданнице» невозможность быть с любимым человеком убивает героинь.


Гроза, Бесприданница

Александр Николаевич Островский

Драматические судьбы Ларисы из «Бесприданницы» и Катерины из «Грозы» стали такими из-за одиночества в мещанской среде. Нравы окружающих не позволили соединиться им с возлюбленными, поэтому произошла трагедия.


Гроза, Бесприданница

Александр Николаевич Островский

Одиночество растет в героинях драм «Гроза» и «Бесприданница», выливаясь в итоге в страшный грех. Именно из-за неприятия их «темным царством», героиням А.Н. Островского приходится пойти на самоубийство.


Гроза, Бесприданница

Александр Николаевич Островский

Пьесы А.Н. Островского «Гроза» и «Бесприданница» раскрывают тему одиночества. Лариса и Екатерина схожи характерами, потому что способны на сильную любовь, которая выше сословных устоев и неравенства. Из-за того, что они так и не смогли найти себе места в мещанском и ханжеском обществе, девушки решаются на самоубийство.


Евгений Онегин

Александр Сергеевич Пушкин

Окружающая среда влияет на становление личности человека. Евгений Онегин рожден в Петербурге, его воспитывали иностранные гувернеры, которые не дали ему ни глубоких знаний, ни четких нравственных установок.


Евгений Онегин

Александр Сергеевич Пушкин

Внешнее соответствие общепринятым ожиданиям не делает мыслящего человека счастливым. Светская жизнь Петербурга быстро надоедает Евгению Онегину. Даже «наука страсти нежной» перестает его занимать.


Евгений Онегин

Александр Сергеевич Пушкин

Упорный труд необходим для того чтобы достигнуть в жизни определенных высот. Спасаясь от праздного безделья, Онегин пытается размышлять, читать, писать стихи, однако быстро устает от предпринятых усилий.


Евгений Онегин

Александр Сергеевич Пушкин

Дружба базируется на духовной близости между людьми, лишь тогда она просветляет и обогащает человека. Евгений познакомился с Ленским от нечего делать и никогда не испытывал к нему по-настоящему теплых чувств. Цинизм Онегина погубил наивного и мечтательного юношу.


Евгений Онегин

Александр Сергеевич Пушкин

Искренняя и страстная любовь не находит взаимности у пресыщенной и привыкшей ко всему натуры. Онегин остается равнодушным к признанию Татьяны и отвечает ей заученными и напыщенными фразами из французских романов.


Евгений Онегин

Александр Сергеевич Пушкин

Ощущение собственного превосходства над другими людьми делает человека одиноким. Онегин чувствует себя умнее и способнее многих и ощущает себя при этом «чужим для всех». Высокомерие мешает ему найти друзей.


Евгений Онегин

Александр Сергеевич Пушкин

Эгоизм препятствует обретению истинной гармонии. Онегин стремится к счастью, но хочет получить его только для себя. Остальные люди страдающему эгоисту безразличны.


Евгений Онегин

Александр Сергеевич Пушкин

Вольность и покой не могут заменить человеку счастья общения с близкими и любимыми людьми. Свободный от любых привязанностей Евгений Онегин слишком поздно понимает, что нуждается в искренней любви и дружбе.


Евгений Онегин

Александр Сергеевич Пушкин

Сильная и богатая натура подчас не находит себе места в окружающем мире, так как не может смириться с его посредственностью. Онегин стал нравственным калекой, подчиняясь обычаям своего времени.


Евгений Онегин

Александр Сергеевич Пушкин

Мыслящий человек способен на духовное перерождение, если поменяет свои жизненные приоритеты. Своим отказом Татьяна поразила Онегина. Теперь у него есть шанс обрести новый путь и стать полезным обществу.


Евгений Онегин

Александр Сергеевич Пушкин

Одиночество становится уделом одаренных людей, если они не находят себе применение в жизни. Евгений Онегин может в дальнейшем посвятить свою жизнь какой-нибудь высокой цели, обрести единомышленников и стать, наконец, счастливым.


Герой нашего времени

Михаил Юрьевич Лермонтов

Центральной проблемой романа является проблема «лишнего человека», которого представляет Печорин – личность загадочная и противоречивая.


Герой нашего времени

Михаил Юрьевич Лермонтов

Трагизм положения героя заключается в его одиночестве, в непонимании его поступков окружающими, о чём свидетельствует монолог-исповедь Печорина.


Герой нашего времени

Михаил Юрьевич Лермонтов

Противоречивость натуры героя, способствующая его одиночеству, проявляется во всём: и во внешнем облике, и во взаимоотношениях с другими людьми, и в странностях поведения.


Герой нашего времени

Михаил Юрьевич Лермонтов

Внешне он выглядит как человек физически развитый, но при этом руки у него маленькие, глаза «не смеялись, когда он смеялся». Это несоответствие свидетельствует о скрытой злости или душевной грустной неудовлетворённости героя.


Герой нашего времени

Михаил Юрьевич Лермонтов

По наблюдениям доктора Вернера, Печорин был храбрым человеком, но порой нервно вздрагивал от малейшего стука, что наводило на мысль о странности поведения.


Герой нашего времени

Михаил Юрьевич Лермонтов

Печорин не окружён друзьями, он необщителен, лишён синтементальности и очень скрытен. «Я был скромен – меня обвиняли в лукавстве: я стал скрытен».


Герой нашего времени

Михаил Юрьевич Лермонтов

Герой обвиняет общество, которое не понимает его; по мнению Печорина, нет ни одного человека, способного оценить его по достоинству. Осознание этого ещё больше углубляет его одиночество, отдаляя от окружающих и рождая чувство ненависти к ним.


Герой нашего времени

Михаил Юрьевич Лермонтов

Печорин сам называет себя «нравственным калекой», у которого «половина души» исчезла, а вторую половину, ещё шевелящуюся и готовую служить, никто не заметил.


Герой нашего времени

Михаил Юрьевич Лермонтов

Герой безжалостен к себе: в своём дневнике он откровенно критикует себя, бичуя свои недостатки, пытаясь разобраться в себе. Спесивая гордость одиночки не позволяет ему открыть душу и сердце кому-нибудь, свои страдания он доверяет безмолвной бумаге, не надеясь на понимающий отклик.


Герой нашего времени

Михаил Юрьевич Лермонтов

Незаурядный холодный ум, несомненные творческие способности Печорина не находят достойного применения в жизни. Он, по собственному признанию, тратит их впустую, никому не принося пользы.


Герой нашего времени

Михаил Юрьевич Лермонтов

Эгоизм Печорина-одиночки доставляет немало огорчений Максиму Максимычу, который всей душой был предан ему, искренне считая себя другом Печорина.


Герой нашего времени

Михаил Юрьевич Лермонтов

Григорий Александрович, буквально, вторгается в жизнь контрабандистов, безжалостно разрушая сложившийся уклад, способ молодых людей зарабатывать на жизнь.


Герой нашего времени

Михаил Юрьевич Лермонтов

Больше всего несчастий он приносит женщинам. Прекрасно сознавая это, Печорин заставляет страдать Веру, делает несчастной княжну Мэри и становится причиной гибели Бэлы. Его любовь однобока: она не даёт счастья любящим женщинам; даже в этом проявляется одиночество героя.


Стансы, Тучи

Михаил Юрьевич Лермонтов

В творчестве Лермонтова тема одиночества – одна из центральных. Она поднимается в стихотворении "Стансы", где лирический герой добровольно избрал одиночество, как свое единственно желаемое состояние души. Его существование возможно без друга и без родины, одиночество не было навязано ему извне. Героя отвергает мир, но и он делает то же самое – уходит от мира. В стихотворении "Тучи" мы видим совсем другой образ: изгнанника, который не нашел понимания в мире и поэтому ушел от него, однако его одиночество – мучительно.


Герой нашего времени

Михаил Юрьевич Лермонтов

Человек становится одиноким, когда его не понимает и не принимает общество. Такой случай демонстрирует нам произведение М. Ю. Лермонтова "Герой нашего времени". Одинокие люди – это те, кто не подчиняется законам общества. Печорин был незаурядным человеком, а поэтому – всегда одиноким. Его не понимали, вот он и старался отгородиться от людей. Он стремится к самореализации, но это приводит только к страданиям и потерям. Одиночество – это не свойственное состояние для нормального человека, поэтому главному герою так трудно.


Тоска

Антон Павлович Чехов

Извозчик Иона Потапов теряет единственного сына. Сильная тоска и чувство одиночества переполняют его. Он стремится поделиться своей бедой хоть с кем-нибудь, но его никто не хочет слушать. Тогда Иона разговаривает с лошадью и рассказывает животному всю свою печальную историю. Ему кажется, что лошадь смогла понять его горе.


Тоска

Антон Павлович Чехов

Когда у извозчика Ионы Потапова умирает единственный сын, его охватывает чувство одиночества и жуткая тоска. Он хочет хоть кому-нибудь рассказать о своей беде, но видит, что никому до него нет дела. Тогда он изливает душу лошади и ему кажется, что животное слышит и сочувствует ему.