Проблема самооценки личности

Война и мир

Лев Николаевич Толстой

Проблему личности автор в романе раскрывает с точки зрения моральных принципов. Источником зла он считает несовершенство личности и поэтому одно из важных мест романа занимает самосознание и самооценка личности.


Война и мир

Лев Николаевич Толстой

В таких героях как Пьер Безухов, Наташа Ростова и Андрей Болконский совмещается богатый и противоречивый внутренний мир, изображенный в стадии развития. На протяжении всего романа раскрываются их характеры, а также внутренние переживания каждого из них.


Война и мир

Лев Николаевич Толстой

Ядро становления героев – самооценка личности. Герои осмысливают свои поступки, мысли и действия. Тем самым путем самоанализа они меняются, причем практически всегда в лучшую сторону.


Война и мир

Лев Николаевич Толстой

Пьер Безухов на протяжении всего романа занимается самооценкой и всегда причиной его ошибок является он сам, так, по крайней мере, считает герой. Именно этот факт и демонстрирует развитие личности и создание человеком самого себя. Так из вспыльчивого, ведущего бесцельный образ жизни и не держащего слова человека, Пьер «превращается» в нужного для общества человека.


Война и мир

Лев Николаевич Толстой

Самооценке придается также Андрей Болконский, поскольку не сразу признается самому себе в любви к Наташе, а прячет ее за маской ненастоящих представлений о собственном достоинстве. Перед смертью он понимает, что это и есть настоящие чувства, но испытать их у него уже нет возможности. Его путь самооценки личности весьма долгий: от чувства удовлетворенности своим честолюбием и поисков славы и любви к окружающим и близким людям.


Война и мир

Лев Николаевич Толстой

Толстой своеобразно показывает проблему самооценки личности своих героев посредством их внутренних монологов, снов и личных впечатлений и переживаний от мира, который их окружает. Бородинская битва показывается глазами Безухова, а Кутузов на совете в Филях предстает посредством крестьянской девочки Малаши. Ростову во сне слышится музыка, которая наполняет его силой жизни и жаждой сделать что-нибудь поистине великое.


Война и мир

Лев Николаевич Толстой

В «Войне и мире» Толстому удается очень тонко проникнуть в самую глубину души человеческой, и показать развитие личности, а также внутреннего мира путем самооценки и самоусовершенствования. Благодаря тому, что герои подвергаются самоанализу, автор показывает свои этические и моральные принципы, тем самым побуждая читателя к самоусовершенствованию. Герои романа – это пример того, что самооценка личности может сделать лучше не только самого человека, но и окружающий мир.


И скучно, и грустно

Михаил Юрьевич Лермонтов

Это стихотворение можно отнести к гражданско-философской лирике, так как в нём отражены проблемы отношения к жизни лирического героя, своего места в обществе и собственной самооценки.


И скучно, и грустно

Михаил Юрьевич Лермонтов

В нём выражено настроение прогрессивно мыслящего поколения молодых людей тридцатых годов 19-го века, наполненных трагическими противоречиями, застоем в общественной жизни и духовным кризисом.


И скучно, и грустно

Михаил Юрьевич Лермонтов

Стихотворение построено в форме размышления лирического героя, который как бы заглядывает внутрь себя, анализируя свою жизненную позицию.


И скучно, и грустно

Михаил Юрьевич Лермонтов

Это монолог, внутри которого заключён диалог лирического героя с самим собой: он задаёт себе вопросы и сам же на них отвечает.


И скучно, и грустно

Михаил Юрьевич Лермонтов

Стихотворение проникнуто ощущением безверия, разочарованности, скептицизма. Создаётся впечатление, что это дневник Печорина, изложенный в поэтической форме: настолько сходен душевный настрой героев.


И скучно, и грустно

Михаил Юрьевич Лермонтов

В нём так же создан образ героя своего времени», с беспощадной прямотой анализирующий состояние собственной души и целого поколения ровесников.


И скучно, и грустно

Михаил Юрьевич Лермонтов

С первых строк чувствуется душевная усталость героя, которого уже ничего не радует, ничего не влечёт. Рядом с ним нет близких людей и друзей: «некому руку подать» в тяжёлую минуту.


И скучно, и грустно

Михаил Юрьевич Лермонтов

Никаких желаний не испытывает лирический герой и считает бесполезным чего-то желать, жалея о том, что «годы проходят – все лучшие годы»!


И скучно, и грустно

Михаил Юрьевич Лермонтов

Лирический герой – уже не романтик, грезивший недавно о любви, противопоставляющий себя пошлой толпе обывателей.


И скучно, и грустно

Михаил Юрьевич Лермонтов

Теперь он – суровый реалист, отметающий светлые чувства любви, радости бытия, дружеское участие. Полнейший скептицизм сквозит во всех строчках: ни прошлое, ни будущее не радует разочарованную душу и холодное сердце героя.


И скучно, и грустно

Михаил Юрьевич Лермонтов

По его мнению, любить некого и «вечно любить невозможно», а в прошлом всё кажется ничтожным: «и радость, и муки».


И скучно, и грустно

Михаил Юрьевич Лермонтов

В душе лирического героя нет места и страстям: они для него – «сладкий недуг», исчезающий под влиянием рассудка. Читаешь эти строки и понимаешь, что это предсмертная исповедь человека, разуверившегося во всём, уже не ждущего от жизни ничего хорошего.


И скучно, и грустно

Михаил Юрьевич Лермонтов

С душевным содроганием воспринимаешь кощунственный вывод поэта о жизни в целом: «И жизнь – такая пустая и глупая шутка.»


И скучно, и грустно

Михаил Юрьевич Лермонтов

С уверенностью можно назвать это стихотворение реквиемом надежд, чувств и жизни поэта. Оно и написано незадолго до гибели Лермонтова, в декабре 1840 года.


И скучно, и грустно

Михаил Юрьевич Лермонтов

Использование различных выразительных художественных средств: эпитетов, метафор, риторических восклицаний, лексических повторов, – позволяет назвать это стихотворение поэтическим шедевром.