Проблема выбора, который приходится делать человеку

Капитанская дочка

Александр Сергеевич Пушкин

Сюжет романа «Капитанская дочка» концентрируется не на исторических эпизодах, а на внутренних переживаниях героев. Поэтому мир понимается сквозь восприятие его героями, их оценки и поведение, ну и конечно, их выбор.


Капитанская дочка

Александр Сергеевич Пушкин

Впервые проблема, затрагивающая выбор, становится перед главным героем Петром Гриневым. Вступая в самостоятельную взрослую жизнь, он выбирает наслаждение и безрассудство в некотором роде, к примеру, подарить бродяге тулуп. Хотя его выбор не лишен благодарности и честности.


Капитанская дочка

Александр Сергеевич Пушкин

С огромной проблемой выбора сталкивается как Гринев, так и другие герои, когда им предлагают вступить в ряды заговорщиков либо остаться верными императрице. Здесь уже моральный выбор: умереть, но остаться верным присяге, либо же избежать казни, но стать предателем. Гринев выбирает первый вариант, но от смерти его спасает Савельич.


Капитанская дочка

Александр Сергеевич Пушкин

Выбор затрагивает также Пугачева. Он, даже после честного и смелого признания Гринева в том, что тот все равно будет воевать на стороне императрицы, оставляет его в живых, помня, кто подарил ему тулуп. Так он, не смотря ни на что, показывает, что на добро стоит отвечать добром.


Капитанская дочка

Александр Сергеевич Пушкин

В романе прослеживается любовная нить, не лишенная нравственного выбора. Гриневу приходится выбирать между долгом солдата и призывом помочь Маше Мироновой. Конечно же, он выбирает последнее, поскольку считает своим долгом спасти любимую.


Капитанская дочка

Александр Сергеевич Пушкин

Из-за помощи Пугачева в спасении Маши Гринев попадает под следствие. На суде решает (опять-таки выбор человека) не рассказывать о Маше, хотя это могло бы его спасти и оправдать его нахождение в лагере врагов.


Капитанская дочка

Александр Сергеевич Пушкин

Маша также стоит перед выбором: выйти замуж за Швабрина либо попасть к разбойникам и умереть. Она выбирает последнее, поскольку верна Гриневу.


Капитанская дочка

Александр Сергеевич Пушкин

Для бунтовщика Пугачева проблема выбора заключается в том, чтобы сдаться и надеяться на милосердие императрицы, как предлагает Гринев, или же умереть, но остаться со своей честью. Естественно, смерть с достоинством – моральный выбор Пугачева.


Капитанская дочка

Александр Сергеевич Пушкин

Пушкин на примере героев романа показывает проблему выбора, с которой сталкивается каждый человек. Для него выбор неразрывно связан с честью человека и с тем, насколько он ей дорожит, да и как вообще ее понимает. В романе показано множество разных мнений по этому поводу, но сам автор предлагает еще в эпиграфе беречь ее (честь) смолоду.


Мастер и Маргарита

Михаил Афанасьевич Булгаков

Каждому человеку в своей жизни приходится делать выбор. В той или иной мере перед этой необходимостью стоят многие герои романа «Мастер и Маргарита».


Мастер и Маргарита

Михаил Афанасьевич Булгаков

Иешуа осознает, что его упорство ведет к гибели. Он может отказаться от собственных слов и остаться в живых, но делает выбор в пользу истины.


Мастер и Маргарита

Михаил Афанасьевич Булгаков

Пилат понимает, что Иешуа во многом прав. У прокуратора достаточно власти, чтобы вынести более мягкий приговор, но он делает выбор в пользу трусости.


Мастер и Маргарита

Михаил Афанасьевич Булгаков

Левий Матвей мог остаться обычным сборщиком податей. Однако он предпочел стать учеником Иешуа, сделав выбор в пользу духовного развития.


Мастер и Маргарита

Михаил Афанасьевич Булгаков

Маргарита чувствует, что на загадочном балу ей грозит опасность. Она сознательно идет на любой риск, делая выбор в пользу любви.


Мастер и Маргарита

Михаил Афанасьевич Булгаков

После бала Воланд предлагает исполнить любое желание Маргариты. Она знает, что мессир способен сделать, что угодно, но просит помочь Фриде, делая выбор в пользу сострадания и милосердия.


Мастер и Маргарита

Михаил Афанасьевич Булгаков

Мастер мог бы найти способ дать знать Маргарите, что находится в сумасшедшем доме, но не стал даже пытаться. Он выбрал молчание, оберегая любимую от потрясения.


Мастер и Маргарита

Михаил Афанасьевич Булгаков

Коровьев однажды сделал свой выбор, позволив себе неудачно пошутить. Вся его дальнейшая судьба стала последствием этой шутки.


Мастер и Маргарита

Михаил Афанасьевич Булгаков

Встреча с Мастером побудила Ивана бездомного сделать свой выбор. Он твердо решил не писать стихов, расставшись с прежней карьерой.


Мастер и Маргарита

Михаил Афанасьевич Булгаков

Воланд был свидетелем множества различных выборов. При этом, мессир уверен, что судьба каждого предопределена и человеческий выбор не имеет значения.


Война и мир

Лев Николаевич Толстой

Основой нравственного выбора выступает порой нелегкая борьба между желанием помочь людям и эгоистичными стремлениями. Нравственность Ростовой не была продиктована рассудком. Большинство ее поступков были не сознательными, а инстинктивными.


Война и мир

Лев Николаевич Толстой

Человек должен быть достаточно опытным для того, чтобы отделить истинный патриотизм от ложного. Первый проявляется в стремлении освободить родину даже ценой собственной жизни, а второй – в неконтролируемом чувстве ненависти к врагу.


Война и мир

Лев Николаевич Толстой

Великие люди всегда делают выбор в пользу интересов общества и родной страны. Чувствуя свою ответственность за жизни миллионов людей, Кутузов без колебаний отказался от личной выгоды. Его противоположностью выступил Наполеон, преследовавший эгоистичные цели.


Война и мир

Лев Николаевич Толстой

Выбор между войной и миром и легкий, и сложный одновременно. Пройдя через боль, страдания и разочарование от встречи с кумиром, Болконский понял, что истинное предназначение человека – в созидании, а не в разрушении. Путь героя был долог, но все же привел к истине.


Война и мир

Лев Николаевич Толстой

В общественной жизни человек не наделен правом выбора, как в личной. Находясь во всеобъемлющем круге истории, мы не всегда можем оценить свою роль. На личном уровне все иначе. Там появляется ответственность за свои поступки. Князь Андрей – один из тех, кто нашел в себе силы преодолеть иллюзии (он посмотрел на государственную деятельность в кабинете Сперанского другими глазами).


Война и мир

Лев Николаевич Толстой

Человек, который находится в постоянных исканиях, в движении и внутреннем развитии, в конце концов, сделает правильный выбор. Неустанная работа над собой и волевой выбор между добром и злом позволили Безухову обрести счастье.


Гроза

Александр Николаевич Островский

Анализируя традиции купечества, автор показывает, как патриархальный уклад и беспрекословное послушание воле старших часто приводят к появлению деспотизма родителей (на примере Кабановой и Дикого) и трагедий в жизни детей (Борис, Варвара, Тихон).


Гроза

Александр Николаевич Островский

Условия, к которых растет девушка, предопределяют ее поведение в семье и готовность к жизненным трудностям. Восторженное и оторванное от реальной жизни воспитание Катерины помешало объективно оценить своего будущего мужа, а после брака стать ему второй половиной и сопротивляться давлению свекрови.


Гроза

Александр Николаевич Островский

Кроме следования примеру родителей и вековым традиция, на поступки человека влияет и его собственный выбор, и черты характера. Автор противопоставляет образы забитого, молчаливого, покорного Тихона и дерзкой, своевольной Варвары, которая сама строит свою судьбу.


Гроза

Александр Николаевич Островский

Потакание своим и чужим слабостям может привести человека к совершению проступка, но он всегда может выбрать другой путь. Катерина совершает прелюбодеяние безвольно, сначала соглашается пойти постеречь Варвару на свидании, потом не умеет отказать Борису в его страсти, затем не имеет силы воли не ходить больше на свидания.


Гроза

Александр Николаевич Островский

Разные люди выбирают для своих грехов разные оправдания. Пример: запои и загулы в командировках Тихона, оправдываемые деспотизмом матери, распутность Варвары, оправдываемая молодостью и тяжестью будущей жизни, измена Катерины, которую она оправдывает помутнением рассудка от безволия мужа и давления свекрови, и поступок Бориса, вызванный вспышкой страсти одинокого человека.


Гроза

Александр Николаевич Островский

Человек должен нести ответственность за свой выбор и понимать последствия своих поступков. Связь Катерины и Бориса приводит к душевному разладу героини и разрушению ее семьи и жизни, а отсутствие поддержки Бориса убивает Катерину. Варвара же просто сбегает из дома, а Борис затаивается.


Гроза

Александр Николаевич Островский

Соответствие решения покончить жизнь самоубийством после покаяния и религиозных убеждений героини. Искренне веря в существование Бога, Катерина совершает грех прелюбодеяния и потом, после покаяния, топится в реке, хотя грех самоубийства не может быть искуплен.


Гроза

Александр Николаевич Островский

Выбирая личный комфорт и потакая своим капризам, люди могут погубить близкого человека. Так, желающая погулять Варвара, бросивший дома жену, спешащий покутить Тихон и страшащийся гнева дяди и лишения наследства Борис, толкают одинокую Катерину сначала в пучину безумия, а затем и в Волгу.


Преступление и наказание

Федор Михайлович Достоевский

Автор описывает жизнь малообеспеченных слоев населения: студентов, слуг, вдов. Раскольников – типичный представитель студенчества и его несчастная сестра Дуня, несправедливо обвиненная в связи с хозяином, вынужденная идти замуж за богатого ради брата.


Преступление и наказание

Федор Михайлович Достоевский

Влияние философии избранной личности на умы людей. Прослеживается зарождение и разрешение в уме Раскольникова вопроса о том, тварь ли он или право имеет.


Преступление и наказание

Федор Михайлович Достоевский

Варианты выбора пути для жертвенной женщины, желающей спасти свою семью и жизнь близких. Сравнение историй Дуни Раскольниковой, пытающейся смириться перед богатым женихом, и Сони Мармеладовой, жертвующей собой, чтоб кормить семью.


Преступление и наказание

Федор Михайлович Достоевский

Есть ли возможность изменить решение, находясь на пороге преступления? Мысли Раскольникова перед убийством старухи и его внутренняя борьба с собою и совестью, причины самоубийства Свидригайлова и возможность новой жизни для него.


Преступление и наказание

Федор Михайлович Достоевский

Состояние души и ума человека после совершения преступления. Болезнь тела Раскольникова, как признак страдающей от совершенного души и потребности покаяния, значение диалогов с Соней.


Преступление и наказание

Федор Михайлович Достоевский

Оставляет ли автор возможность для погибшей души очиститься и покаяться. История Свидригайлова, его любовь к чистой и гордой Дуне, открывающая ему глубину греховности и преступности его души. Почему отказ Дуни становится приговором?


Преступление и наказание

Федор Михайлович Достоевский

Сострадательное отношение к преступнику и предоставление возможности выбрать добровольное покаяние. Пример следователя Порфирия Петровича, отличного психолога и неравнодушного к чужой беде человека.


Преступление и наказание

Федор Михайлович Достоевский

Зачем богатый человек, ищет бедную и покорную жену, не имеющую право выбора? Образ Лужина, презирающего Дуню и ее родственников, унижающего ее и всех, кто беднее и слабее и мстящего за отказ девушки стать жертвой его тщеславия.


Преступление и наказание

Федор Михайлович Достоевский

Поступок настоящего мужчины, решающего нести ответственность за судьбу любимой женщин. Образ Разумихина, поддержавшего Дуню и ее мать, и добившийся руки девушки.


Преступление и наказание

Федор Михайлович Достоевский

Трагичная история слабого человека, сделавшего неверный выбор. История Катерины Ивановны, погубившей жалостливую Соню и погубленную пьющим мужем и собственной глупой гордостью.


Преступление и наказание

Федор Михайлович Достоевский

Очищение человека через страдания, лишения и размышления. История духовного возрождения Раскольникова на каторге и значение поддержки Сони.