Анализ эпизода «Кошевой в доме Мелеховых» из романа М.А. Шолохова «Тихий Дон»

Трагические моменты истории России нашли свое выражение в романе-эпопее М.А. Шолохова «Тихий Дон». Писатель передал отражение ключевых

Трагические моменты истории России нашли свое выражение в романе-эпопее М.А. Шолохова «Тихий Дон». Писатель передал отражение ключевых событий начала двадцатого века в судьбах простых людей, сплоченного казачества, для которого гражданская война – самое большое из зол. Именно это событие способно рассорить друзей, братьев, отцов и детей станицы, где на первом месте стоят семейные ценности. Автор в своем произведение пропагандирует идею человечности и гуманизма в любых ситуациях, даже в самой ожесточенной войне. Одним из центральных эпизодов, в котором прослеживается эта мысль, является фрагмент «Кошевой в доме Мелеховых». С войны возвращается Михаил Кошевой и направляется в дом к возлюбленной Дуне Мелеховой. Её мать, Ильинична, встречает гостя неприветливо и грубо. Заметно, что она ненавидит его в этот момент. Почему же так поступает мудрая и невозмутимая женщина? Она помнит злодейство, совершенное Михаилом несколько лет назад, и которое он пытается скрыть, переводя разговор в другое русло. Он искренне любит Дуня, и она понимает это, потому что волнуется при встрече с ним. Но он не только избранник молодой девушки, но и враг её семьи. Кошевой убил её брата и свата, и теперь она не может понять, как ей поступить в сложившейся ситуации. Ненависть и любовь сливаются в единый трагический эпизод. Мораль не позволяет любить убийцу, но сердце молодой женщины преданно прошлому Михаилу. Ильинична запрещает им общаться, отсылает дочку за водой долой с глаз. Кошевой прекрасно понимает все намеки на то, что ему необходимо уйти из этого дома навсегда, но не покидает Мелеховых. Он пытается поговорить с Ильиничной и объяснить ей, что не только он повинен в гибели Петра и их свата. Михаил обвиняет во всем войну, которая делает из людей механизмы для убийства. На войне убьют тебя, если первым этого не сделаешь ты сам. Смерти близких людей являются причиной горестей Ильиничны, и слова Михаила не могут прикрыть зияющей раны в её материнском сердце. Она настаивает на уходе Кошевого из их дома, но тот только приводит новые аргументы своей невиновности. В доказательство он приводит пример Митрия Коршунова и Григория, которым тоже пришлось убивать на войне. Но женщина упрямо называет Кошевого «душегубом». Этот момент дает нам понять, что война не укладывается в понимании простого человека, она разрушает весь его привычный жизненный уклад, заставляет считать предателями некогда родных людей. Безусловно, Кошевой не прав. Он зря не просит прощения, ему нужно проникнуться её трагедией, встать на колени и молить о снисхождении. Но Михаил говорит резонные вещи, с которыми нельзя поспорить. Война губит в человеке всё гуманное, заставляет его убивать без разбора. В ней виноваты все и сразу, но время требует бессмысленных жертв. Драматичным в этой ситуации является то, что фактически Михаил Кошевой предлагает Ильиничне заменить ей сына собой. Последующая жизнь вернувшего с фронта бойца протекает в искуплении своих грехов трудом. Мужчин в станице практически не осталось, а ведь необходимо налаживать быт семьи своей невесты, к чему он и приступает без лишних рассуждений. Болезнь осложняет работу, но меняет отношение Ильиничны к Кошевому. Она начинает видеть в нем не только убийцу своего сына, но и человеческие качества, стремление оправдаться любыми путями. М. Шолохов раскрывает в этой метаморфозе важность умения прощать. Хотя Ильиничне сложно было примириться с тем, что «душегуб» претендует на её дочь, но она присматривается к Михаилу и находит в нем положительные черты. «Щемящей материнской жалостью» называет М. Шолохов чувство Ильиничны. Писатель в эпизоде посещения Кошевым дома Мелеховых сумел показать читателю глобальную мысль о том, что не бывает непростительно плохих людей. Очень психологически точно он описал переживания Ильиничны и раскаяние Михаила. Эпизод заключает в себе одну из важнейших мыслей шолоховской эпопеи – любовь к ближнему, вера в людей и умение прощать являются важнейшими гуманистическими качествами человека.