Автор и герои в пьесе М. Горького «На дне»

Максим Горький в своем творчестве уделял особое внимание людям из «низших слоев общества». В пьесе «На дне» он описал тяжелую жизнь обит

Максим Горький в своем творчестве уделял особое внимание людям из «низших слоев общества». В пьесе «На дне» он описал тяжелую жизнь обитателей ночлежки, для которых борьба за существование превратилась в поиски истины о смысле жизни, о правде. Герои произведения — простые люди с искалеченными судьбами, за исключением, пожалуй, странника Луки и хозяев ночлежки Костылева и Василисы. Горькая истина или же человеческое сострадание — что важнее и лучше? Это главный вопрос пьесы. Автору так и не удается в полной мере ответить на него. Действие разворачивается в начале весны. Природа оживает, все вокруг просыпается. Ночлежники же сидят в мрачном подвале, похожем на пещеру. Они словно добровольно заперты в этой «тюрьме». Горький достаточно подробно описывает обстановку этого места, где почти нет кроватей, а только нары, предметы быта очень скромны и грязны. Среди героев пьесы нет однозначно положительных образов. Однако Горький видит в них людей, достойных лучшей жизни. В каждом есть достоинства, которые, используй они их правильно, привели бы к другому финалу. Не вызывает у автора абсолютного одобрения Лука, проповедующий добро, сопереживающий чужим бедам. Он понимает, что такие люди, как этот старик, способны лишь много говорить, но их слова не приводят к действию, к реальной помощи. Напротив, мнимое утешение, которое несет Лука, способно только навредить, сбить с пути человека и даже лишить его жизни. Именно это происходит с Актером. Не вынеся мук алкоголизма, потеряв надежду на спасение и веру в свои силы, он совершает самоубийство. Так Горький показывает, что жалость губительна. Противоположностью Луки является Сатин, нравящийся автору гораздо больше. Именно его «голосом» он говорит, рассуждая о предназначении человека: «Человек! Это — великолепно! Это звучит... гордо!». Сатин живет настоящим. Это мыслитель, аналитик, считающий, что человека не надо жалеть, его надо уважать. Из речей Луки Сатин делает правильные выводы: стремиться нужно к хорошему, жить по совести, творить добро и любить людей. Но все это должно сопровождаться реальными действиями, а не заканчиваться на уровне мысли. Социальную несправедливость можно победить, считает герой. С любого «дна» можно подняться, ведь человек сам себе хозяин. Но как бы не хотел Горький другой участи для своих героев, он понимает, что этому не бывать. Люди мыслящие, но потерянные для всего остального общества, не способные «взять в руки» свои судьбы, гибнут или продолжают прозябать «на дне». Никто из них не ищет работу. Все только мечтают и надеются, что кто-то другой укажет им верный путь. Споры и разговоры о справедливости, о правде, о человеке так и остаются разговорами. Всколыхнувший маленький мирок ночлежки Лука, также далек от этих людей. Заронив в них зерно надежды, он не дает ему прорасти. Еще одной важной мыслью, которую Горький вложил в свое произведение, является та, что все герои опустились «на дно» в целом не по своей вине. Настя, лишенная родных и средств к существованию, вынуждена была стать проституткой. Барон печальным образом разорился. Сатин убил человека, защищая родную сестру, Клещ потерял работу. И так далее. Волею обстоятельств эти разные люди оказались выброшенными за пределы нормальной человеческой жизни. Но ни один из них не нашел в себе силы пойти против обстоятельств и изменить свое жалкое существование. Вот в чем заключается главная трагедия, вот в чем вина каждого обитателя ночлежки. Авторскую позицию по отношению к героям читатель может легко разглядеть в ремарках: Сатин рычит, хрюкает; Актер всовывает голову в плечи, обнимает руками колени; Клещ угрюм; Пепел растрепанный, мрачный; в окне торчит рожа Бубнова. Эти и другие ремарки несут особую эмоциональную нагрузку, давая читателю возможность «посмотреть» на героев глазами самого автора. Максим Горький создал глубоко философскую пьесу, призывающую к осуждению жизни без действия, к поиску истины, ведь «надо так жить... чтобы самому себя можно было уважать».