Авторское отношение к главным героям романа «Воскресение»

Считается, что любимой героиней Толстого является Наташа Ростова, но и другие женщины, образы которых созданы автором, также не лишены е

Считается, что любимой героиней Толстого является Наташа Ростова, но и другие женщины, образы которых созданы автором, также не лишены его симпатии. Катюша Маслова не является исключением, ей посвящена большая часть романа, автор психологически тонко исследует все потаенные уголочки духовного мира своей героини, возрождающейся на пепелище прежней жизни. Но свою героиню он лепит параллельно с другим персонажем – Дмитрием Нехлюдовым и связывает их прочной нитью повествования, проходящей через весь роман: если в предыдущей главе говорится о Катюше, то следующая посвящается Нехлюдову. Знакомя нас с ними, Толстой не скрывает своего восхищения их юной чистотой, целомудрием, нравственной невинностью. С большой симпатией он рисует внешний портрет Катюши, особенно выделяя её необыкновенно черные живые глаза, сравнивая их с переспевшей смородиной, обмытой дождем. Он подчеркивает её подвижность, называя быстроногой, и не хочет, чтобы его героиня вышла замуж за обычного заурядного мужичка, которые охотно сватались к ней. С такой же симпатией повествует автор о Дмитрии как об очень прогрессивном молодом человеке самых благородных побуждений, проникнутыми идеями Герберта о невозможности частного землевладения, что близко и самому Толстому. Психологически точно показывает он нравственное падение Нехлюдова, осуждая его за то, что духовные ценности тот подменил плотскими и материальными утехами; деньги, к которым он был равнодушен, стали иметь для него большое значение. Но и Катюша становится для него Масловой, когда Толстой описывает её как падшую женщину, погрузившуюся в дурман развратной жизни, и этот штрих свидетельствует об осуждении героини. Толстой проводит своих героев через испытания душевных терзаний и раскаяний и радуется вместе с ними их духовному и нравственному воскрешению, обретению ими морального удовлетворения и готовности к новой жизни.