Человек и природа

Описание природы в любом художественном произведении является неотъемлемой частью картины мира, которую создает автор. Что касается Ль

Описание природы в любом художественном произведении является неотъемлемой частью картины мира, которую создает автор. Что касается Льва Толстого, он настолько глубоко мыслил и тонко чувствовал жизненные материи, что описание природы в романе тесно перекликается не только с описанием образа какого-либо героя, но и с жизненной ситуацией в принципе. Автор считает, что природа таит в себе все жизненные начала, обновление и позитивное течение бытия. Потому для него все изменения, которые должны происходить с героем, обязательно тесно связаны с природой. Первоначально мы сталкивается с одним из таких ярких описаний, когда Л. Толстой рассказывает нам обо охоте Ростовых. Там единение с природой отражается наиболее полно. Все дело в том, что именно здесь героям настолько тихо и чувственно спокойно, что кажется, будто человек и его родина, природа, становятся снова единым целом, как в те давние времена, когда люди были частью этого пространства и красоты. Здесь не было преград, все казалось понятным и чертовски родным. Глубина чувств и духовного восприятия человека становится максимально полной именно под действием окружающей среды. Человек и природа как две сущности гармонично взаимодействуют в романе. Это мы видим на примере образа Андрея, его развития и преображения. Все его преобразования на пути к духовной свободе неизменно соприкасаются с природой. Так, когда он, раненый под Аустерлицем, лежит и смотрит на небо, все его подвиги и воинские геройства как будто отступают на второй план. Природа поглощает его, наполняя гармонией и полнотой жизненной энергии. Мать дает своему ребенку силу, силу жить и силу понимать прекрасное и чувствовать его. Главное в жизни – уже не бытие и не земные блага. Только бескрайнее небо, и ничего больше. Следующий знаковый эпизод – смерть жены Андрея. Герой теряет жизненный ориентир, чувствует себя подавленным и сломанным душевно. Когда он едет в Отрадное, то видит старый дуб, покрытый болячками, огромный и такой несчастный. Не зря автор описывает это дерево глазами самого Андрея. Таким образом мы можем понять, какие эмоции возникают в душе героя, и как он выходит из состояния подавленности. Князь видит в этом дубе собственное отражение, он понимает, что сам такой же: бесцельно существующий, внешне огромный, но внутри пустой и потерянный. После этого эпизода Андрей решает всех прощать, ни на кого не гневаться и жить, никому не делая зла. Здесь же, в Отрадном, природа таинственным образом связывает Наташу и Андрея. Здесь, в сумерках и прелестях ночи, он ее видит и слышит впервые. Такие живые речи, полные жажды жизни и любви вселяют в князя огонек, он будто просыпается от долгого забытья. После этого знакового события снова природа пронизывает жизнь князя, и снова образом того самого дуба. На обратном пути он видит его, но уже совершенно преобразившимся, зеленым и ярким, сочным и полным жизненной энергии. Вот и параллель: душа Андрея отображается в природном творении – дубе, который тоже ожил и почувствовал вкус жизни. Не стоит забывать о том, что пейзаж автор использует также и для описания военных действий с целью подчеркивания душевного состояния героев. Именно так получается создать масштабную картину, подчеркнуть ее эпохальность и степень влияния на жизнь. Это заметно при описании панорамных картин, увиденных Пьером перед сражением, яркое отображение всех нюансов Бородинского поля. Все это позволяет читателю заметить в авторе не только писателя, но и философа, и явного патриота собственной родины. Поскольку Лев Толстой был категорически против войны, всеми своими пейзажными зарисовками он наталкивает нас на то, чтобы мы поняли все ужасы и кошмары военных действий и никогда не вставали на сторону тех, кто готов взяться за оружие. Благодаря этим чувственным описаниям природы автора по праву можно считать одним из лучших писателей русской литературы, который смог реализовать свой талант еще и как словесник-пейзажист.