Человек в «Божественной комедии»: истоки гуманизма

Гуманистические идеи, которые становятся основой для формирования идеи человека эпохи Возрождения, зародились несколько раньше. И в «Б

Гуманистические идеи, которые становятся основой для формирования идеи человека эпохи Возрождения, зародились несколько раньше. И в «Божественной комедии» пророка своего Отечества, Данте Алигьери, уже прослеживаются их зачатки. Книга «Ад» – особенно яркое их воплощение. Проходя за своим проводником Вергилием по кругам Ада от преддверия, где томятся не делавшие ни зла, ни добра, до самого нижнего, предназначенного для предателей, лирический герой поэмы видит страдания человеческих душ. С одной стороны, он понимает, что люди сами виноваты в своих прегрешениях и бедах – и после смерти, и до нее: А если стал порочен целый свет, То был тому единственной причиной Сам человек: лишь он – источник бед, Своих скорбей создатель он единый. Но, с другой, автор горячо сочувствует слабым людям – так, он помещает Франческу и Паоло, чья любовь привела к предательству, не в Ад, а в Чистилище, таким образом, давая им шанс на очищение. Метафорическое воплощение гуманистической идеи – это Рай, где окончательно повергается зло и остаются три основные богословские идеи – любовь, надежда и вера. Идеал новой эпохи также воплощается в образе поэта – человека, без устали взыскующего истину, который ради нее готов пройти по девяти кругам ада, а после познания – принести ее, как символический факел, человечеству. И Данте обращается не только к современникам, но и к потомкам, оставляя на века завет о стремлении «к добру и свету знанья».