Человек в зеркале природы ("О чем плачут лошади")

Сложность взаимоотношений человека и природы прослеживается во всем творчестве Ф. Абрамова. Не исключение рассказ «О чем плачут лошади

Сложность взаимоотношений человека и природы прослеживается во всем творчестве Ф. Абрамова. Не исключение рассказ «О чем плачут лошади». Композиция рассказа строится по принципу противопоставления: фантастическому миру, где лошадь запросто разговаривает с человеком, противопоставлен реальный, былым временам – настоящее, лошадь Рыжуха – всем остальным «клячам», герой рассказа «маленький человечек» - огромным искренним глазам лошади. Автор тоскует по былым временам, о своем детстве, мире «пахучих трав, стрекоз и бабочек», когда лошадь не вызывала жалость, а была кормилицей, членом семьи, на котором держалось все хозяйство. Лошади того времени красивы, их запах радует автора. И вот этому цветному, благоухающему великолепию противопоставлен мир современный: ярким краскам луга – черная дернина, стрекозам и бабочкам – дотошные оводы и мошкара. Кто сделал лошадей такими? Человек. Лошадь стала не нужна: ее заменила техника. Кроме автора и «редкой старухи» судьбой лошадей никто не интересуется. И вот лошадь Рыжуха, любимица рассказчика, задает вопрос: действительно ли были такие времена, когда лошадям поклонялись, когда их «жалели и берегли пуще прежнего». Неслучайно в рассказ включены элементы фантастики: лошадь говорит с автором на равных. Этим подчеркивается правдивость слов Рыжухи о тяжелой жизни лошадей. Она плачет, и автор видит себя «маленьким, крохотным человечком» в ее больших глазах. Глаза – зеркало души. Антитеза здесь подчеркивает глубину души лошади и ничтожность автора, «человечка». Наступает кульминационный момент рассказа, где опять используется противопоставление: рассказчик и «все лошадиное царство», сейчас он один держит ответ за человечество. Обманув, автор унизил сам себя, он потерял человеческий облик, стал «существом», пригнутым к земле, потерявшим истоки. Неслучайно он уходит с луга «сунув руки в карманы модных джинсов» - этим Абрамов показывает глубокую пропасть, образовавшуюся между природой и человеком.