Что такое любовь в представлении леди Макбет

Многие философы и писатели ищут ответ на вопросы «что такое любовь?» и «что она делает с человеком?». Почему влюбленные способны на вели

Многие философы и писатели ищут ответ на вопросы «что такое любовь?» и «что она делает с человеком?». Почему влюбленные способны на великие поступки и страшные преступления? Почему некоторые готовы пожертвовать своей жизнью ради счастья любимого, а некоторые губят окружающих и себя? Но пока никто не нашел единого ответа, остается только рассуждать и описывать. Повесть Н. С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда» с помощью беспристрастного и спокойного хронологического описания истории страсти и любви Катерины Измайловой, жены купца и приказчика Сергея пытается ответить на этот вопрос. Жизнь Катерины внешне сложилась удачно. Из простой и бедной семьи она выходит замуж за зажиточного купца Зиновия Борисовича. Он вдовец и единственная цель новой женитьбы – потребность в наследнике. Между ними нет ни любви, ни близости. Катерина живет в их доме сама по себе, проводя дни в скуке, «доходящей до одури». Она спит, да ест, да ходит из комнаты в комнату. В гости они не ездят, потому что Катерина не умеет себя вести в обществе других купцов. Она живет застывшей, бездумной жизнью, не читает, не развивается, не ведет хозяйство. И вот, случайно встречает она Сергея на «шестую весну» семейной жизни. Ласковыми словами и напористостью он быстро добивается своего. Тем более, как намекает кухарка Аксинья, с прошлого места работы его выгнали за связь с хозяйкой. По поведению и словам видно, что он читает книги, разбирается в женщинах и умеет найти к ним подход. С приходом этой любви героиня расцветает. Для нее открывается красота и бездонность ночного неба, нежность летней ночи. Она словно сбрасывает годы: снова смеется, шутит, строит планы. Правда, несмотря на то, что Катерина полностью отдалась чувству, Сергей не так наивен. Часто проскакивают слова о важности ее социального положения, ее деньгах. Ослепленная любовью, ничего не замечающая, она врывается, чтобы отнять Сергея у свекра, избившего Сергея за блуд. Не размышляя ни секунды, она травит родственника. Темная страсть поглотила ее, стала всем смыслом жизни. Кроме Сергея и его ласк, не хочет ничего Катерина. Ни грех прелюбодеяния, ни убийство не отразилось на жизни Катерины. Она счастлива и открыто живет с приказчиком. Не размышлявшая и раньше, она не задумывается и теперь, не сожалеет. Зато Сергей ожидает ее мужа и жалобами на ревность и горечь потери любимой, настраивает ее на новое преступление. Чтобы не расставаться с любимым, Катерина убивает и мужа. Наступает период счастья и довольства. Но племянник, приехавший с сестрой убитого свекра, претендует на раздет денег. Сначала Катерина не беспокоится и лишь радуется своей беременности, дающей ей тоже право на долю от имения мужа. Но Сергей снова настраивает ее, жалуется на уменьшение уважения к ней со стороны людей, свою обиду и горечь за нее. Усыпленная такими речами подушкой душит она племенника, хотя под сердцем впервые шевелится ее ребенок. Льстивые речи и страсть сделали ее нечувствительной ни к чье боли и судьбе, кроме Сергея. Но, когда толпа хватает убийц и все открывается, он в ужасе отказывается от недавней любви, признаваясь, что и не любил ее может быть. Катерина же не отказывается от него ни на минуту. Во время пути на каторгу раскрывается ее новый образ – жертвенный. Она отдает последние деньги, чтобы просто его обнять, теплые чулки, чтобы он не мерз. И даже после первой измены она винит себя, за что долго обижалась. И лишь когда он ясно дает ей понять, что нет любви и не было и избывает ее ночью, вместе с соперницей, ее сердце застывает. Катерина впадает в такое отчаяние, что слепнет и глохнет, но уже не от счастья и страсти. В этом состоянии бросается она в реку, утягивая счастливую соперницу за собой и гибнет вместе с нею. Но обидчика она не трогает и никак ему не вредит. Такова огромная, разрушительная сила этой страсти, развернувшаяся как пружина и сметающая все на своем пути, кроме того, кто задействовал ее. Катерина гибнет, Сергей остается. Остаются и вопросы, о том может ли называться таким светлым словом, такое темное и разрушающее чувство? Или это игра глубинных инстинктов? Чувства не научили героев ничему, не облагородили, не сделали великодушнее. И наконец, показательным моментом, стал отказ от новорожденного. Ребенок, плод любви, частичка любимого человека, выброшен как ненужная игрушка, ведь он не станет гарантом получения наследства. Так можно ли назвать такое эгоистичное и слепое чувство любовью, если она ничего не созидает, оставляя после себя пепелище?