Духовная эволюция Евгения Онегина

Новаторство романа «Евгений Онегин» в первую очередь связано с тем, что Пушкин придумал новый персонаж в русской литературе – образ «ге

Новаторство романа «Евгений Онегин» в первую очередь связано с тем, что Пушкин придумал новый персонаж в русской литературе – образ «героя времени». Судьба Евгения, его характер, склонности, привычки определены обстоятельствами современной действительности и кругом вечных общечеловеческих проблем, с которыми он сталкивается. Сначала автор знакомит читателей с той средой, которая сформировала личность Онегина. Герой принадлежит к высшему дворянскому сословию и получил типичное для него образование и воспитание. В течение восьми лет он предается праздной жизни, не обремененной никакими серьезными обязанностями, затем начинает прозревать бессмысленность своего существования. Уход Онегина от светской жизни продиктован не банальной «русской хандрой», а желанием найти новое применение своим силам, иной путь развития. Он ищет его сначала в Петербурге, потом в деревне, но не может преодолеть в себе холодный скепсис, душевную лень и зависимость от людской молвы. Внешняя свобода не освободила Евгения от ложных мнений и предрассудков. Он презрел дружбу, отвергнул любовь и лишь после убийства Ленского ощутил первое глубокое переживание – «тоску сердечных угрызений». В заключительной главе романа Пушкин продемонстрировал читателю новый этап в духовном развитии Онегина. После встречи с Татьяной в Петербурге Евгений совершенно переменился. Он впервые испытал настоящую любовь, но она обернулась для него серьезной трагедией: теперь Татьяна не пожелала ответить на его чувства. Трезвомыслящий Онегин впервые совершил неразумный поступок, но не достиг желаемой цели. Пушкин оставляет характер своего героя незавершенным, открытым, подчёркивая, что тот готов к смене жизненных ориентиров, но еще не выбрал для себя новую дорогу в жизни.