Две Катерины (по пьесе А.Н. Островского "Гроза" и очерку Н.С. Лескова "Леди Макбет Мценского уезда")

В литературе конца 19 века приобретает актуальность образ женщины. Каждый писатель показал свое видение судьбы женщины, не остались в ст

В литературе конца 19 века приобретает актуальность образ женщины. Каждый писатель показал свое видение судьбы женщины, не остались в стороне и А. Н. Островский и Н. С. Лесков, описавшие своих Катерин. И хотя их судьбы похожи, одна осталась лучом света, а другая – воплощением леди Макбет, честолюбивой, жестокой убийцей, которая впадает в безумие и кончает с собой. Сходство внешнее удивительно. Обе выросли в свободе и любви, хотя Кабанова изначально была состоятельна, а Измайлова выросла в бедной семье. Но и та, и та выходит замуж без любви и скучает рядом с мужем. Обе не имеют детей. Затем героини изменяют мужу, когда он находится в отъезде, забывая себя и нормы приличия. И жизнь их завершается одинаково – они бросаются в воду и тонут. Это внешние сходства, но отличия их внутренние, более глубокие. Девичья свобода Измайловой заключается в беге на ручей да в радости работы по хозяйству. А молодость Кабановой была наполнена молитвами, беседами со странницами, возвышенными мечтами. Разные и причины неудачных браков – героиня Лескова вышла замуж от бедности и отсутствия выбора, а героиня Островского – от жалости к будущему мужу и житейской слепоты. Разная у них и жизнь – одна умирает от скуки, не приученная читать или размышлять, другая задыхается от пошлости окружения, безвольности мужа и самодурства свекрови. К одной относятся с равнодушием, ожидая от нее только рождения наследника, с другой борются за сердце сына и ненавидят за непохожесть. Разные и причины измены: Кабанова стосковалась по живому, доброму слову, по душевной теплоте и оказывается наедине с Борисом по просьбе сестрицы мужа, прикрывая ее связь. Измайлова идет на измену равнодушно, запутанная льстивыми речами, от нечего делать. Но для обеих эта связь становится роковой, меняющей жизнь. После неё становится невозможным вернуться к прежней жизни. Кардинально их судьбы расходятся после возвращения мужей. Героиня Островского, любя и тоскуя по Борису, сознает греховность измены и желает покаяния, признаваясь мужу и самодурке свекрови. Ее страшит только небесная кара. И не смотря на прощение мужа, она впадает в отчаяние настолько, что решает покончить жизнь самоубийством. После её смерти горюет муж и предпринимает попытку бунта, но возвращается к покорности, утверждается в своей правоте старшая Кабанова, решает бежать Варвара и душевно разбит Борис, но все остаются живы. Измена же Измайловой становится началом страшной цепочки преступлений. Свекр гибнет первым, просто став на пути слепой страсти Катерины. Мужа она убивает, сочувствуя горю Сергея от разлуки с нею. И вот, вроде наступает счастье. Любовники вместе, Катерина ожидает рождения наследника. Но приезд племянника смешивает карты, требуя раздела наследства. И вновь, Сергей нашептывает льстивые слова, говоря о желании видеть любимую во всей красе и в роли купчихи. Так свершается самое страшное преступление – убийство малолетнего племянника. Затем каторга, измена и новая любовь Сергея и гибель в волнах реки, вместе с соперницей. Итак, Катерина Кабанова, становится попыткой нарисовать женщину, не покорившуюся окружающему темному миру, косности и пошлости его. Но способ борьбы разрушает ее душу, губит ее. Самоубийство – это попытка сбежать от мира, наказать себя. И эта смерть ничего не меняет в мире, жизнь продолжается, никто не меняется и только муж вскрикивает на мать, обвиняя ее в гибели Катерины, но быстро покоряется ее воле. Борис же слаб и раздавлен трагедией и волей своего дяди. Катерина Измайлова – часть этого мира, покорившаяся его пошлости, поэтому ее поступки долго не вызывают никаких противоречий. Окружающее общество равнодушно к исчезновению свекра и мужа, к открытой связи с приказчиком. И только смерть ребенка вызывает волну возмущения и требования наказания. Убивает себя Катерина в приступе отчаяния, не зная, что делать с этой жизнью без любимого, не размышляя о причинах, а убийство соперницы – последний жест ревности и желания наказать обидчиков.