Эволюция творчества Игоря Северянина. Особенности ранних и поздних стихотворений

В мире есть множество красивых языков, но наипрекраснейшим из них является язык поэтов. Поэзия – это удивительный мир, уже несколько ты

В мире есть множество красивых языков, но наипрекраснейшим из них является язык поэтов. Поэзия – это удивительный мир, уже несколько тысячелетий сопровождающий человека. Читая стихи, я ощущаю, как много личного автор вкладывает в строки. Мне всегда нравились стихотворения о человеческих судьбах, о жизни и смерти, о душевных терзаниях. Функция таких стихов не только эстетическая. Они способы изменить мировоззрение, помочь определить некоторые ценности. Серебряный век в литературе характеризуется новым образом мышления. В этот период творили множество замечательных авторов, но среди всех поэтов я выделяю одного. Он эксцентричный, феноменальный, глубоко чувствующий жизнь. Это необыкновенный, непревзойденный Игорь Северянин. Он всегда стремился быть только стихотворцем – и никем другим. Он хотел достичь высшей поэтической славы – и однажды назвался «королем поэтов». Много лет на моей книжной полке среди старых советских изданий красовался новый томик «Игорь Северянин. Лирика». Меня вначале не привлекла ни новизна издания, ни даже красивая романтичная девушка на обложке. Когда я впервые взял книгу в руки и открыл страницу с содержанием, моему взору представились сотни стихотворений. Особенно меня заинтересовала увертюра «Ананасы в шампанском», которая своей остротой и искристостью показалась мне символом Серебряного века. Такое интересное название стихотворение характеризует Северянина как человека, любящего эпатаж и экзотику. В своем творчестве Северянин не забывал воспевать собственные заслуги. Он знал, что талантлив, и не считал нужным скромничать, поэтому всячески пытался ошеломить публику еще и самохвалением. Читателям он запомнился своими окказионализмами – авторскими словами. Так, в «Эпилоге» он восторженно пишет от первого лица: «Я повсеградно оэкранен! Я повсесердно утвержден!». Северянин был чрезмерно самолюбивой натурой, но в своем творчестве он не обделил вниманием и других гениев рифмы. «Он слишком русский, слишком наш» - пишет он о Владимире Маяковском, «все у нее прелестно – даже «ну»» - о поэтессе Ирине Одоевцевой, «красив, как Демон Врубеля для женщин» - об Александре Блоке. Игорь Северянин – романтик, «царь страны несуществующей» раскинувшейся «у моря, где ажурная пена» и «мороженое из сирени». А еще он – «композитор», в чьих стихах таятся «чаруйные ритмы», превращающиеся в песню в тандеме с мелодией. На стихи Северянина положено несколько романсов. Автор много пишет о любви. В «Стансах» лирический герой уверяет, что его возлюбленная дороже славы и всех земных благ. Северянин пишет это так красиво и искренне, что читатель не сомневается в том, что это чувство имело место быть и в жизни самого писателя. Однако не всегда любовь у Северянина изображается как светлое чувство. В более позднем творчестве читатель чувствует перемену настроения автора. В утопической поэме «Солнечный дикарь» он любовь человеческую приравнивает к звериному инстинкту. Для него уже истинной любви не существует, а есть только простая человеческая ложь. Северянин восклицает: «Уродина! ты омрачаешь жизнь». Теперь для него любовь – не самое прекрасное из чувств, а лишь воплощение самых низких человеческих пороков; удел влюбленного – разочарование, которое проявляется в метании и боли. Мне было интересно наблюдать за стремительной сменой настроения лирического героя. Для осквернения любви он подбирает синонимы, располагая их в градации: «Измена, и коварство, и обман, корысть, бездушье, бессердечье, похоть». Чем объяснить такую метаморфозу? Наверняка это непосредственно связано с личной трагедией поэта. Это строки отчаянного и обезумевшего «дикаря», который потерял веру в добро. Многие русские поэты после триумфа на родине последние дни жизни проводят в отдаленных местах. Одни находят в этом спасение, другие – мучение. После того, как «Король поэтов» покинул Россию, тема утраченной родины в его поэзии стала играть значительную роль. Все поэты, которым по воле судьбы пришлось эмигрировать, на чужбине чувствуют себя неуютно. Для Северянина жизнь за границей стала настоящим мучением, и он подтверждает это стихотворными строками: «Стала жизнь совсем на смерть похожа». Северянин перестает думать о славе. Ему не дают покоя мысли о том, как бы вернуться в родимый край. Он остался верен России, которую никогда «не предавал ни мыслью, ни душой». Часто бывает, что мы запоминаем имена поэтов за несколько понравившихся строк, однажды запавших в сердце. Иногда мы забываем и сами строки, но помним чувство, которое овладело нами в минуты прочтения… Так было и со мной, когда я однажды открыл для себя мир удивительного, не похожего ни на одного из поэтов серебряного века – Игоря Северянина.