Герои революции в романе Б. Пильняка «Голый год»

Новая революционная бунтарская эпоха, призывающая к отказу от всего старого и косного, требовала новых изобразительных средств, литера

Новая революционная бунтарская эпоха, призывающая к отказу от всего старого и косного, требовала новых изобразительных средств, литературного языка и образов. Как художник Борис Пильняк прекрасно понимал это. В романе «Голый год» появляется особый герой своего времени, носитель духа революционной эпохи. Автор типизирует героя революции, представляя собирательный образ в емкой характеристике: «Кожаные люди в кожаных куртках — большевики!» Эти герои, вышедшие из народа – соль соли земли, впитавшие ее соки. Каждый из них и все вместе – красивы, здоровы и крепки, а главное – это лучший отбор, который «не подмочишь лимонадом психологий, так вот поставили, так вот знаем, так вот хотим, и – баста!» «Кожаные куртки» – советские комиссары, вестники новой жизни. Образ глубоко символичен. Новые герои – целеустремленные, энергичные, готовые действовать. Они наделены властью и объявляют войну обывательщине, дворянскому быту и устоям, всему прежнему бытию. С одной стороны – винтики новой государственной машины, как символ организованности, а с другой – воплощение народной стихии. Эта стихия – «противовес» князьям Ордыновым, купеческому роду Ратчиных, анархистам. Они символизируют уходящий старый мир, не выдержавший напора свежих сил и разрушение дворянства как идеи. Непривычный тип героя революционной эпохи, как и необычные художественные средства, - находили неоднозначные оценки современников. Многие критики упрекали автора в неспособности создать яркий, жизненный героический характер. В кругах интеллигенции роман пользовался огромной популярностью. После публикации в 1921 году в России, Пильняк получил разрешение издать книгу в Берлине, где произведение имело огромный успех.