Жанровое своеобразие романа Льва Толстого «Война и мир»

Каждое художественное произведение написано в определенном жанре. У небольших произведений стиль и форму написания определить несложн

Каждое художественное произведение написано в определенном жанре. У небольших произведений стиль и форму написания определить несложно, потому и жанр достаточно просто установить. Что касается романа «Война и мир», здесь критики первоначально очень много спорили, чтобы определиться с тем, к какому же жанру принадлежит это произведение. Первоначально произведение оценивали как историческое, потому что здесь очень детально описывают реальные исторические факты с участием известных личностей, к примеру, Наполеона и Кутузова, связывая военные события с жизнью народа. Но однозначно определить роман как исторический нельзя, потому что картины изображения военных баталий чередуются с весьма подробными описаниями жизни семей Ростовых, Болконских и Безуховых. Также параллельно следуют описания весьма психологического свойства: поиск смысла жизни героев, любовь и брак, причем, особенности заключения брака и влияние общества на замужество как таковое тоже рассматривается в романе. События сменяют друг друга, меняется и история. Эти две части произведения неотъемлемо связаны друг с другом, что является оригинальным нововведением в написании романов. Помимо этого, Л. Толстой – мастер философских отступлений и зарисовок. Очень часто это проявляется, когда автор анализирует течение войны как таковой и причины, которые повлияли на ее возникновение. Он считает, что Наполеон не мог быть единоличным основанием для начала вражеского нападения. Один человек не вершит историю, по мнению автора. Только народы, собравшись вместе и объединив свои силы, объединенные единой мыслью и идеей, могут что-то изменить в течении событий. Очень часто философские размышления перекликаются с описанием природы, когда Л, Толстой через описание окружающей среды передает свое видение ситуации и анализ поведения героя, его состояние души и даже будущее. Очень часто философские рассуждения касаются Кутузова и Наполеона, поскольку каждый из них внес весомый вклад в мировую историю, потому получил какую-то оценку общества. Автор подчеркивает, что Кутузов видит и понимает настрой каждого, требования и стремления народа, потому ведет войско к победе. Наполеон же слишком озабочен собой, потому обречен на провал. Очень важную роль автор отводит пониманию. Понимать людей в романе – главная благодетель, доступная не каждому. Так, князь Андрей чувствует человека, но считает, что благо на земле наступит тогда, когда каждый начнет менять себя и свою сущность. При этом он не понимал войну, потому что не любил насилие. Отсюда возникает и парадокс: любимый герой автора военный, но не может принять войну. Почему? Все просто: автор отводит человеку два пути в жизни: первый – это личностная карьера, развитие и духовное существований. А второй – стихийная роль, общественная, когда ситуация становится сильнее, чем собственные амбиции. Основной философский призыв автора в романе – это положить конец воинским противостояниям, сформировать мирное общество, созданное в любви и понимании. Новая Религия без насилия и горестей – вот что важно. Потому роман «Война и мир» по праву считается новаторским в то время. Эта книга подобна новой Библии, со своими канонами и неприятием насилия. Потому жанр произведения нельзя определить однозначно, он очень многоплановый и структурный. Автор оставляет право каждому пропустить через себя основные идеи романа, подарив вместе с тем право изменить себя и свою сущность к лучшему самостоятельно.