Женские образы в романе «Доктор Живаго»

Роман «Доктор Живаго» создавался в течение десяти лет. За время его написания Борис Пастернак смог не только досконально изучить модел

Роман «Доктор Живаго» создавался в течение десяти лет. За время его написания Борис Пастернак смог не только досконально изучить модель поведения многих девушек в определенный период жизни, но и на примере этих образов описать политическую ситуацию в стране. Именно поэтому его произведение отличается неординарностью и неоднозначностью описания героинь. Изображая увлекательные истории из жизни главного героя, Юрия Живаго, немалый акцент автор делает именно на любовной сюжетной линии. Естественно, лирическая тема в романе связана с женскими образами. Некоторые из них, например, Тоня, представлены читателю еще в самом зачине произведения. Во второй части список героинь ярко пополняет девушка из другого мира – Лариса. На протяжении последнего этапа написания романа нас «сопровождает» Марина, третья жена Живаго. Каждая девушка является олицетворением граней российской жизни. Первая жена главного героя представляет собой интеллигенцию России. Весьма образованная и достойно воспитанная девушка в метафоричном смысле воплощает культуру дореволюционного периода, которой приходится «существовать» в послереволюционное время. Как и среде, предшествующей новому «образу жизни» России, Тоне нелегко отыскать достойное место в этом кругу. Благодаря доктору она посмотрела на мир по-иному. Такая простая, но такая родная девчушка из детства стала жизненной опорой героя. На протяжении всего детства ребята были неразлучны. Но в один прекрасный момент Юрий Живаго понял, что у него к Антонине не просто дружеские теплые чувства. Их охватила взаимная влюбленность. Не зря мать Тони, умирая, проговорила: «Если я умру, не расставайтесь. Вы созданы друг для друга. Поженитесь». Анна Ивановна была права, ребята обручились. Но главной идеей Б. Пастернака являлось отображение в этой даме дореволюционного, уже не актуального и, к сожалению, никому не нужного периода. Именно поэтому, при всей своей чистой и детской любви к Тоне, он ее покидает. А ее эмиграция крайне точно символизирует то, что устаревшей среде не место в России. Переезд девушки является резким порывом и стремление сохранить «прошлое», а наш главный герой уверенно шагает навстречу будущему. Второй женщиной на жизненном пути доктора предстает Лариса Гишар. Автор проводит тонкую грань между ее образом и стихией бытия всей России. Она является воплощением всего трепетного и по-настоящему живого, всего того, что так нуждается в исцелении, заботе и опеке. С самого детства ее жизнь наполнена трагичными ситуациями: смерть отца, затруднительное материальное положение семьи, связь с любовником матери. Лариса символизирует больную Россию, которой срочно необходимы «лечение» и кардинальные перемены. Для доктора же Лара – идеальна, столь женственна и чиста. По мнению героя, данная женщина является воплощением всевозможных лучших черт всей женской части населения. Она - «представительница самой жизни», реализация целей и возможностей. Именно поэтому «грязная» связь с ухажером мамы является одной из причин непреодолимого желания Юрия помочь девушке, ведь «прекрасная дама не должна быть обижена». Символичными являются и временные рамки их романтических отношений, которые начинаются еще в дореволюционный период, а заканчиваются в одно время с окончанием войны. С образом Ларисы Федоровны также ассоциируется горящая свеча, которая разгорается и гаснет на протяжении всего романа, наполняя его все новыми и новыми смыслами. Лара, как огонек, дарит доктору тепло и освещает его путь, поддерживает героя. В романе образ этой женщины неоднократно символизирует сама природа, выступая в роли рябины, лебедя, рассвета. Если рассматривать образ Ларисы в контексте русской литературы, то невооруженным взглядом можно заметить ее схожесть с всемирно известными литературными предшественницами. Будучи столь же умной и образованной, она напоминает нам Т. Ларину. Надменность и безупречная красота говорит о косвенной связи с героинями произведений Достоевского. А непреодолимая сила души и способность переносить любую боль громко гласит о схожести с образами Толстого. Готовая вернуться и погибнуть в одном из сталинских лагерей Лара Гишар предстает ярчайшим символом мужественного революционного поколения, а так же смелой женщины-матери. Третьей дамой сердца нашего героя выступает дочь дворника Маркела Марина. Одаренная, милая и очень талантливая девочка. Несомненно, именно она является воплощением всех тех положительных характеристик советского общества. Б.Пастернак как нельзя краше старается описать замеченные ранее черты. Модель поведения Марины заключается в ее покорности и полнейшем подчинении желаниям доктора Живаго. Она совершенно спокойно прощала все его причуды и капризы, оставаясь ему верной до последнего. Ее поддержка была очень важна главному герою, Марина подарила ему тепло и уют в последние годы жизни. Все три женщины, сыгравшие значительную роль в жизни героя, являются неотъемлемыми составляющими формирования личности самого Юрия Живаго. Такие разные, но такие необходимые на всех этапах жизни. Автор не выбирает одну женщину нашему герою. Ведь только они втроем способны отобразить последовательность развития и становления России.