Женские образы в романе М. Шолохова «Тихий Дон»

В грандиозном романе-эпопее «Тихий Дон» М. Шолохов воссоздает галерею разнообразных характеров, тем самым показывая мощнейший колорит

В грандиозном романе-эпопее «Тихий Дон» М. Шолохов воссоздает галерею разнообразных характеров, тем самым показывая мощнейший колорит казачьей жизни. На фоне войны и суровых казачьих раздоров перед читателем возникают два удивительных, но столь непохожих женских образов – Аксинья Астахова и Наталья Коршунова. Аксинья – женщина, которая несчастлива в браке из-за постоянных избиений мужем Степаном. Ее страстная натура требует любви, и даже супружеская верность и семейный долг не становятся преградой. Она протестует против простой семейной жизни и не скрывает измену ни от мужа, ни от других людей. Аксинья, как настоящая женщина, борется за свое счастье: «Мой Гришка! Мой!» – восклицает она в сердцах. Как настоящая женщина, способная на жертву, она бросает Степана и уходит за Григорием, как оказалось, не за лучшей жизнью. Аксинью считают гулящей, неспособной к созданию семьи женщиной. Но как изменился облик женщины после рождения дочери! И когда она теряет ребенка, зачатого от Григория, она испытывает настоящую, искреннюю боль. Только дочь была ее ниточкой, связывающей с Григорием, и если бы она осталась жива, то Аксинья, возможно, смогла бы стать настоящей матерью. Наталья – полная противоположность живой и страстной Аксиньи. Ее тихий нрав, кротость в отношениях с мужем – образ идеальной верной супруги. У внешне холодной женщины в душе бушуют самые настоящие страсти. Она не понимает, как Григорий может любить порочную Аксинью и отказываться от всех нравственных ценностей. Мелехов в свою очередь считает ее чужой и холодной. Смотря на свою законную жену, он невольно вспоминает другую и тоскует по Аксинье. Наталья не умеет проявлять буйные порывы своей души. Война, несчастливые отношения с Мелеховым, общественное мнение – все это угнетает женщину. Сложно представить, какая боль в сердце у Натальи, если она решается на самый страшный грех – самоубийство. Следует отметить, что и способ покончить собой Наталья выбирает довольно мужественный – зарезать себя косой. Тихая, безответная Наталья пронесла свою нежную и чистую любовь к Григорию Мелехову через всю свою жизнь. Любовь к мужу у Натальи выражается через любовь к детям. Здесь нельзя не вспомнить такую героиню романа, как Ильинична. Дородная, трудолюбивая баба, которая твердой рукой управляет всем хозяйством, страдает от жестокого обращения мужа. Ильинична заботится о детях и так же, как и Наталья, ставит семью главным приоритетом. Два типа женщин, выраженных в образах Аксиньи и Натальи, объединяет одно – умение любить. Аксинья любит горячо и порывисто, а Наталья нежно и робко. В конце романа все же патриархальный семейный уклад выигрывает нравственное падение – Шолохов демонстрирует это на образе жизни сына Григория Мелехова. Женщина, по мнению автора, хранительница семейного очага. Описывая судьбы Аксиньи и Натальи, двух мужественных женщин, обладающих нескончаемой внутренней силой, М. Шолохов описывает историю целой эпохи.