Женские образы в романе Толстого «Петр Первый»

В своем знаменитом произведении Алексей Толстой сумел не только очень точно описать великого царя и его сподвижников, но и создал целую

В своем знаменитом произведении Алексей Толстой сумел не только очень точно описать великого царя и его сподвижников, но и создал целую галерею женских образов. Среди множества персонажей читатель встречает царевну Софью, пытавшуюся оспорить у Петра право власти, его мать Наталью Кирилловну и любимую сестру Наталью Алексеевну. Не забыты автором Евдокия Лопухина, бывшая первой женой царя, и Марта Скавронская, сумевшая стать императрицей Екатериной Первой. Уделено внимание Анне Монс, которая долгое время была признанной фавориткой Петра. Одним из самых ярких персонажей можно назвать Саньку Бровкину, впоследствии ставшую боярыней Волковой. Как же столь разные персонажи описаны автором, и какие художественные особенности им использованы? В романе нет единой и четкой характеристики каждого героя. В разных главах читатель видит одного и того же персонажа глазами его союзников и противников. С помощью такого приема создается разносторонний и максимально убедительный образ. Например, в романе можно найти описания Софьи с точки зрения Петра, бывшего ее главным соперником в борьбе за власть, и фаворита царевны – Василия Голицына. Какой же предстает одна из первых русских правительниц перед читателем? Неоднократно подчеркивается любовь Софьи к роскоши. Она носит исключительно дорогие наряды и постоянно украшает себя новыми драгоценностями. Такая черта характера еще доказывает, что Софья и Петр являются противоположными по характеру людьми, ведь будущий царь предпочитает простую, но удобную одежду. Однако образ царевны трагичен. Она понимает, что подрастающий брат значительно сильнее ее и стремится любыми способами удержаться на престоле. Знает властная царевна, что окончит свои дни в монастыре, если Петр займет трон, пытается устранить его с пути, но ее падение неизбежно. Софья рассчитывала на консервативное боярство, но это оказалось роковой ошибкой. Фаворит Голицын тоже оказался нерешительным и потерпел ряд крупных поражений. Не нашла царевна подходящей опоры в борьбе за престол, вот и проиграла. Если Софья ненавидит Петра, то остальные родственники его просто обожают. Мать, жена и сестра одинаково упорно пытаются сблизиться с ним. Каждая из них по-своему стремится добиться этой цели, но не все понимают стремления юного царя. Матери хочется лишь, чтобы сын постоянно был рядом. Жена Евдокия попросту гордится своим высоким положением и не стремится вникнуть в государственные дела. Ей не понять, что прежние времена миновали, а Петр не относится к тем мужьям, которых можно приручить. Нежелание посмотреть правде в глаза и осознать свое реальное положение приведет к разрыву между супругами и заточению Евдокии в монастырь. Лишь любимая сестра разделяет начинания Петра и стремится помочь ему. Она и сама способна проявить характер и усмирить непокорных подданных, но лишь во время отсутствия брата. Именно Наталье Алексеевне поручено обучить Екатерину премудростям политеса, чтобы та сумела стать достойной женой и царицей. Образ Анны Монс значительно отличается от всех вышеперечисленных. Первая любовь царя оказалась глупой и недальновидной. Принимая его ухаживания, она не понимала его стремлений и не могла ответить на чувства. Ее пугала необузданность характера великого Петра. Из всех женских образов, созданных на страницах романа, выделяется образ Саньки Бровкиной. Дело в том, что она полностью выдумана автором. Даже хорошо знающие историю читатели не могут предугадать, какие жизненные повороты ждут эту героиню. Кто бы мог подумать, что крестьянская дочь будет присутствовать на приемах и привлечет внимание иностранцев? К сожалению, отсутствие финала в романе не дает узнать о том, как сложилась ее судьба. Можно лишь предположить, что Александра отправилась во Францию. В романе Толстого «Петр Первый» перед читателем предстают удивительно разнообразные женские образы. Каждый из них помогает глубже погрузиться в описываемую эпоху.