Жизнь как праздник

Алексей Арбузов вошел в историю русской драматургии как создатель пьесы особой стилистики, которая стала визитной карточкой, позволяющ

Алексей Арбузов вошел в историю русской драматургии как создатель пьесы особой стилистики, которая стала визитной карточкой, позволяющей узнать авторский почерк из множества других. Многие критики отмечают как одну из важных черт его творчества создание ощутимой атмосферы праздника. Пьесу «Таня» Арбузов написал в 1938 году. Трогательная история любви юной Тани и конструктора Германа. Без острого социального подтекста, пресловутой идейной пропаганды. Влюбленная в Германа, Таня оставляет тихий арбатский дворик, учебу в мединституте и едет к мужу на другой «край света». Но любовь Тани не нашла ответа. Она потеряла ребенка. Избранницей Германа стала другая женщина, руководитель енисейского прииска – Шаманова. Типичная история банального «несовпадения». Уже в первых диалогах видны два разных типа, характера: Таня, только что с лыжной прогулки, замерзшая, стряхивающая капли влаги с ресниц, радующаяся снегу, который «ела в детстве как мороженое», напоминает Герману о романтических прогулках по Москве, «до последнего трамвая». И слышит в ответ: -Не жалеешь, что бросила институт? Этой весной была бы уже врачом. Отсутствие гармонии во взаимоотношениях, полное непонимание или легкий укор? Оправдание Тани: «Но ведь я люблю тебя. А любить – значит забыть себя» – не нашло поддержки... Жизнелюбие, неумирающая надежда –то, что придало героине силы, заставило пересмотреть и свою жизнь, и свои жизненные принципы, а главное, поверить в саму себя, не озлобиться и не раствориться в бытовой драме. Она восстановилась в институте, уезжает на север, где встречает свое счастье. Такова история маленького человека: чистого, светлого и сильного. Ни тоски, ни трагической развязки, ни тяжелых раздумий. Особое оптимистичное послевкусие: свет, утешение, радость. То, о чем писал Я. Варшавский: «Вот без чего не мог он прожить и дня – без праздничности».