Художественная деталь в рассказе А.П. Чехова «Дама с собачкой»

А. Чехов является общепризнанным мастером «малой формы» повествования. Он никогда не писал масштабных эпических произведений, однако е

А. Чехов является общепризнанным мастером «малой формы» повествования. Он никогда не писал масштабных эпических произведений, однако его короткие и простые рассказы отличаются глубокой содержательностью. Гениальность Чехова заключается в строгом лаконизме его новелл. Еще А.С. Пушкин утверждал, что «краткость – сестра таланта». В творчестве Антона Павловича этот тезис нашел свое максимальное воплощение. Для прозы Чехова характерен строгий и необыкновенно точный подбор слов. Автор не дает пространные характеристики свои героям, их основные черты проявляются в процессе развития действия. В этом отношении весьма показателен рассказ «Дама с собачкой». В нем отсутствует традиционный портрет персонажей, относительно крупной фигурой является только Гуров. Характер Анны Сергеевны раскрыт уже гораздо менее обстоятельно, а все остальные герои «разбросаны», словно «мелкая монета» по выражению самого автора. О прошлом Гурова читателю известно крайне мало: он живет в Москве, воспитывает троих детей и работает в банке. О судьбе Анны Сергеевны говорится еще меньше: она недавно вышла замуж и поселилась с супругом в городе С. Опираясь на такие скудные сведенья трудно представить себе ясный психологический портрет героев. Однако в беседе с героиней Гуров сообщает, что учился на филолога, но теперь служит в банке. Читателю сразу становится понятно, что жизнь главного героя сложилась вопреки его влечениям и склонностям. Анна Сергеевна раскрывается в другой важной детали – в беседе с Гуровым она никак не может вспомнить по какому ведомству служит ее муж, а значит практически им не интересуется. Это говорит о том, что в ее отношениях с супругом отсутствуют взаимное влечение и любовь. А. Чехов мастерски вплетает в повествование многозначительные художественные детали. Они помогают автору подчеркнуть основные идеи его прозы. В рассказе «Дама с собачкой» этот художественный прием присутствует в изобилии. Характерной особенностью чеховского стиля является многократное повторение одной значительной детали. Таким образом, она становится полноправной частью композиции произведения. В рассказе часто упоминаются определенные оттенки, запахи и звуки. Так, в цветовой палитре произведения постоянно присутствует серый цвет: любимое платье героини, солдатское сукно, чернильница, забор с длинными гвоздями – все эти предметы окрашены в подчеркнуто унылые тона. Пошлая, «бескрылая» мещанская жизнь по Чехову не может быть иной. Звуки в рассказе органично дополняют безрадостную атмосферу произведения. Игра на скрипке кажется героям «дрянной и обывательской», плохой оркестр издает «слабые, неясные звуки» и так далее. Еще одна многозначительная деталь в произведении – запах. Чеховым все время упоминаются ароматы моря, осени, влаги цветов. Именно запахи дополняют психологические портреты персонажей, выдают их поэтичную натуру, склонность к творчеству, способность тонко чувствовать и мыслить. Художественная деталь в рассказе «Дама с собачкой» несет серьезную смысловую нагрузку. Например, о Дмитрии Гурове автор говорит, что его «женили». Это сразу характеризует отношения героя с супругой: он живет с ней без любви, повинуясь долгу и привычке. Еще одна яркая деталь в произведении – лорнетка главной героини. Собачка символизирует в рассказе пошлый мир, окружающий Анну Сергеевну в городе С. Когда героиня стремится покинуть это душное пространство, то теряет животное. Но как только женщина смиряется со своим привычным существованием «вульгарная лорнетка» возникает вновь. Итак, художественная деталь является важной композиционной составляющей в чеховской прозе. Она неразрывно связана с идейно-тематическим замыслом произведения, делает повествование более содержательным и пластичным.