Художественное своеобразие цикла рассказов «Дюжина ножей в спину революции» А.Т.Аверченко

Сборник «Дюжина ножей в спину революции» включает в себя предисловие и 12 небольших рассказов-размышлений о революции, ее вдохновителях

Сборник «Дюжина ножей в спину революции» включает в себя предисловие и 12 небольших рассказов-размышлений о революции, ее вдохновителях и исполнителях, о жизни в послереволюционное время. Писатель смеется над Лениным, Луначарским и Троцким, над простыми обывателями В произведении использованы различные приемы художественной выразительности, которые демонстрируют негативное отношение автора. Произведение было написано в эмиграции, и А.Т.Аверченко предвидел судьбу своего творчества на родине. В названии этого цикла можно уловить прозрачный намек на 12 учеников Христа, которые так и не смогли защитить его. В предисловии воспевается революция, сравнивается с молнией и радугой, но есть и 12 ножей, которые вонзают ей в спину те, кто вознесся на ее же волне. Автор использует многочисленные эпитеты и метафоры: «ослепительно яркая ракета», «хладнокровный неразбуженный рояль», сравнения: «извилины, темные, как ночь», «перо пошло… будто соскабливая написанное». Писатель вводит сказочных персонажей (Красная шапочка), общающихся с реальным (Львом Троцким). А.Т.Аверченко саркастически смеется над Лениным, Троцким, Луначарскими и другими «комиссарами» революции, которые разграбляют Россию. Часто встречаются в рассказах описания быта новых представителей русской власти. А.Т.Аверченко подчеркивает их стремление жить «неприютно, по-собачьи». Рассказы не связаны между собой сюжетными линиями или героями. Это отдельно взятые истории об ужасах послереволюционной России. Но связывает их одно: боль и гнев. Боль писателя за судьбу его Родины, за невинные жертвы революции. Гнев на «вершителей судеб», новых хозяев Заканчивается цикл риторическим вопросом: «За что они Россию так?», который объединяет все 12 рассказов.