Художественное своеобразие повести А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича».

Публикация рассказа «Один день Ивана Денисовича» в 1962 году произвела огромное впечатление на читателей. Все признавали несомненный пис

Публикация рассказа «Один день Ивана Денисовича» в 1962 году произвела огромное впечатление на читателей. Все признавали несомненный писательский талант и художественное мастерство автора. А. Твардовский писал, что повесть произвела на него сильнейшее впечатление, К. Чуковский называл ее «литературный чудом», А. Ахматова считала, что этот рассказ нужно выучить наизусть каждому жителю страны. Подобные восторженные отклики вызваны не только злободневной темой произведения, но и его несомненными художественными достоинствами. Особенности литературного мышления автора содержаться уже в самом названии повести. В повествовании А. Солженицын сгустил категории времени и пространства и сделал единицей лагерной жизни героя всего один день. В этот короткий промежуток времени уместилась вся суть подневольного существования героя. Первая же фраза «как всегда» дает понять читателю, что все происходящее типично для повседневного быта Ивана Денисовича. Последние слова о трех днях, которые набавлялись к сроку заключенного из-за високосных лет, передают уважение автора к одному дню, как к концентрации всей жизни лагерника. Композиционное мастерство автора просматривается во всем: системе персонажей, манере повествования, особенностях изображения действительности. Повесть «Один день Ивана Денисовича» внешне напоминает документальную хронику событий. Это внутренний монолог героя, проводящего свою жизнь в лагере. Благодаря мастерству писателя это повествование кажется невероятно естественным и достоверным. Система образов в повести имеет свои особенности. Все герои подчинены строжайшей иерархии лагерной жизни. Надзиратели и охранники практически не имеют имен и различаются только степенью свирепости. Заключенные, напротив, обладают индивидуальностью. У каждого из них есть не только имя, но и своя собственная история. Этим Солженицын старается подчеркнуть, что тоталитарная машина не властна над такими сильными людьми, как бригадир Тюрин, его помощник Павло, конагард Буйновский, латыш Кильдигс и другие персонажи. Главный герой повести – обыкновенный крестьянин. А. Солженицын получил немало негативных отзывов о своем Иване Денисовиче. Многим не понравилась идейная незрелость персонажа, его пассивность и незаметность. Однако силен Шухов не громкими словами и великими подвигами. Всей своей жизнью он совершает гораздо более трудоемкую работу: изо дня в день, из месяца в месяц, из года в год сохраняет свою внутреннюю индивидуальность и чувство собственного достоинства. На его фоне люди вроде Цезаря Марковича и конагарда Буйновского выглядят растерявшимися и беспомощными. Судьба страны по Солженицыну зависит от внутренней стойкости таких простых и незаметных людей, как Иван Денисович. В своем повествовании автор очень внимателен к деталям. Для него не существует мелочей: всплывшие в супе рыбьи глаза, спрятанная за голенищем алюминиевая ложка, закутанные в телогрейку ноги – все эти нюансы лагерного быта передаются Солженицыным с дотошным постоянством. Подобная детализация с одной стороны придает рассказу достоверность, с другой – подчеркивает, насколько важна для выживания каждая мелочь в жизни заключенного. Несмотря на огромное количество подробностей, произведение не кажется нудным и монотонным. Дело в том, что автор активно использует экспрессивный синтаксис. Текст повести насыщен эмоциональными вопросами и восклицаниями и состоит из коротких, рубленых фраз. Все описания пропускаются через призму восприятия главного героя, который постоянно находится в смертельной опасности. Все хронологические обозначения в повести насыщены определенной символикой. Слова «жизнь» и «день» в ней максимально приближены друг к другу. Они объединяются универсальным понятием «срок». Этим словом обозначается и длительность наказания, и внутренний распорядок лагерной жизни. Оно также служит напоминанием о последнем сроке жизни человека и тем самым приобретает в рассказе глубокое, морально-психическое значение. Место действия в повести также весьма символично. Герои произведения боятся открытой местности и прячутся в спасительной тесноте бараков. Пространство в повести расширяется постепенно: сначала описывается тюрьма, потом зона, потом рисуется переход по степи, описывается стройка, а после место действия вновь сжимается до размеров барака. Лишь в пространстве собственной памяти заключенный может вдохнуть полной грудью и без опаски оглядеться по сторонам. Повествование А. Солженицына во многом кинематографично, строится на описании отдельных многозначительных деталей. Благодаря грамотному композиционному построению повести читатель незаметно для себя полностью погружается в сумрачную атмосферу каторжной жизни и проживает ее, как свою собственную. В этом большая заслуга талантливого автора.