Художественное своеобразие романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»

Роман «Мастер и Маргарита» считается самым загадочным и своеобразным произведением литературы XX века. Помимо животрепещущих тем, волну

Роман «Мастер и Маргарита» считается самым загадочным и своеобразным произведением литературы XX века. Помимо животрепещущих тем, волнующих человечество на протяжении многих веков, роман имеет уникальную и сложную структуру. Среди литературоведов до сих пор нет единого мнения о жанре «Мастера и Маргариты», поскольку произведение многопланово и многослойно. В нем присутствуют элементы сатиры, фарса, фантастики, мистики, философии. Чаще всего шедевр М.А.Булгакова называют романом-мифом или философским романом. Писатель «оживляет» демонов из древнееврейской мифологии и помещает их в московское общество 30-х годов. Роман посвящен не судьбе отдельного человека или группе лиц, а судьбе личности и всего человечества на протяжении почти двух тысячелетий. Сюжет и композиция произведения также отличаются оригинальностью. Главы об Иешуа Га-Ноцри и Понтии Пилате вплетаются в повествование, как роман, написанный Мастером, рассказ Воланда и сон Ивана Бездомного. Это роман в романе, или двойной роман. В «Мастере и Маргарите» можно выделить три основные сюжетные линии: философская, мистическая и любовная. Вначале произведения они никак не связаны друг с другом, но с развитием действий сближаются и пересекаются в одной точке вне времени и пространства – в Вечности. А затем расходятся в разные стороны: Воланд и его свита погружаются в Тьму, Иешуа и Пилат уходят по лунной дороге, а Мастер и Маргарита отправляются в другой мир под названием Покой. Таким образом, два романа противопоставлены друг другу и одновременно объединены в одну книгу. Сходство героев из различных эпох в системе персонажей произведения М.А.Булгакова, перекличка во временной и пространственной организации, общность проблематики ершалаимских и московских глав образуют сложное сюжетно-композиционное единство. Так, историю перерождения Левия Матвея из сборщика податей в ученика Иешуа можно сравнить с судьбой Ивана Бездомного, ставшего учеником Мастера и отвергнувшего мир догм. Алоизий Могарыч напоминает Иуду, а в чертах Мастерах прослеживаются черты Иешуа. Проблема добра и зла, нравственного выбора, верности и предательства поднимаются и в ершалаимских, и московских главах. Нравы людей на протяжении двух тысяч лет не меняются и не зависят от места проживания. Человек сам определяет для себя выбор и несет ответственность за собственные деяния и поэтому не вправе никого винить в своих несчастьях. Еще одной особенностью романа «Мастер и Маргарита» является стилистическая контрастность повествования. В ершалаимских главах М.А.Булгаков использует строгий и лаконичный слог, в сатирических и бытовых сценах – разбитной стиль с элементами фарса («регент его надул», «гример одобрительно крякнул»), в главах о Мастере и его возлюбленной – лирический. Но при всех стилистических различиях обращает на себя внимание таинственная недосказанность и стремление героев к иносказательным оборотам: они как будто боятся произнести вслух мыль. Например, сцены разговоров Пилата с Каифой или с Афранием, Маргарита и Мастер не могут признаться друг другу в неправедности своих отношений, пока Маргарита не разведена с мужем. Образ князя тьмы у М.А.Булгакова резко отличается от всех предшествующих его описаний. Он глубоко символичен и не поддается однозначному толкованию. Воланд не творит в романе зла (люди сами наказывают себя, преступая черту дозволенного) и признает существование добра. Это еще одна художественная особенность романа. Связывая нити прошлого и настоящего, противопоставляя и объединяя вечные вопросы бытия, М.А.Булгакову удалось создать поистине бессмертное и неординарное произведение.