Художественные особенности рассказа «Живое пламя»

Рассказать о войне без описания боев и грохота орудий и передать душевную боль и горечь потерь при этом, Е.И. Носову как нельзя лучше удал

Рассказать о войне без описания боев и грохота орудий и передать душевную боль и горечь потерь при этом, Е.И. Носову как нельзя лучше удалось в рассказе «Живое пламя». Три ярких «факела» на клумбе матери погибшего героя — напоминание о короткой жизни сына. Женщина поначалу противилась посеву этих цветов, словно не хотела принятия реальности. Сын Алеша был так молод, когда погиб. И даже комнату она сдавала Алешину, словно хотела, чтобы она как можно дольше была жилой, и в доме не создавалось ощущения одиночества. Автор выбрал для сюжета маки не случайно. В мифологии этот цветок — символ сна и смерти. Существует также верование в то, что эти цветы распустились на каплях крови распятого Иисуса и стали символом крови, пролитой невинно. Описывая распустившиеся маковые бутоны, Носов использует эпитеты, передавая цветовые оттенки: «полупрозрачные алые лепестки», «наливались густым багрянцем», «вспыхивали трепетно-ярким огнем». И описанию цветов отдана немалая часть рассказа, в то время как о трагедии тети Оли — всего одно предложение. И, хотя много говорится о цветах, становится сразу понятно, что этот рассказ не о них, а о людях, чьи судьбы искалечила война. Клумба, которой женщина отдает столько сил и времени — способ борьбы с одиночеством. Яркие цветы создают иллюзию непрекращающейся радостной жизни. В основе сюжета лежит яркая метафора. Цветение маков — символ героической жизни, прожитой не напрасно. Еще более создает ощущение того, что маки и впрямь «живут», использование приема олицетворения: «вспыхнули», «поднялись», «отгорели». Тетя Оля полюбила маки, когда поняла, что они вернее прочих цветов напоминают об Алеше. За свою короткое двухдневное цветение маки успевают действительно прожить: отгореть так ярко, во всю силу, что память о них будет долгой.