Идеи просвещения в романе «Путешествия Гулливера»

Главный герой романа – Ламмюэль Гулливер, как и сам автор, является человеком весьма образованным для своего времени. Естественная любо

Главный герой романа – Ламмюэль Гулливер, как и сам автор, является человеком весьма образованным для своего времени. Естественная любознательность и наблюдательность позволяют ему делать выводы об уровнях развития тех удивительных стран, в которые он попадает чудесным образом. Первое путешествие – Лилипутия. Маленькие человечки сильны в математике (умные инженеры), но не имеют понятия о таких простых для Гулливера механизмах, как часы или огнестрельное оружие. Поэтому путешественник себя считает представителем более развитой расы. Второе путешествие – страна великанов. На первый взгляд, Гулливеру кажется, что он попал в развитое государство, которым правит мудрый и справедливый король. Но подданные – это жадные и корыстные люди, которые ради наживы готовы на все. Третье путешествие – 4 страны. Например, в Лапуту люди считают себя очень образованными, но слишком горды и высокомерны. Все придворные играют на музыкальных инструментах, хотя и совершенно бездарно, но так принято. Четвертое путешествие – Страна Гуингнгмов. Страной правят разумные и благородные говорящие лошади, которым прислуживают йеху – одичавшие, страшные люди. Человекоподобные йеху утратили человеческий облик и красоту, но не пороки: подхалимство, жадность, вероломство, нечистоплотность. Гулливер разочаровывается в людях и восхищается лошадьми. Но это не ненависть к человечеству, а нетерпимость к человеческим порокам, которые приводят людей к нравственной и моральной деградации.