Идейно-художественное своеобразие рассказа Л.Н. Толстого «После бала»

Рассказ Л.Н. Толстого «После бала» основан на реальных событиях. В нем автор повествует о случае, произошедшим с его братом, Сергеем Нико

Рассказ Л.Н. Толстого «После бала» основан на реальных событиях. В нем автор повествует о случае, произошедшим с его братом, Сергеем Николаевичем. Юноша влюбился в дочь местного военачальника, но однажды стал свидетелем отвратительной сцены: отец его возлюбленной руководил жестокой расправой над солдатом. Увиденное навсегда запечатлелось в душе молодого человека, и он раздумал жениться. Лев Николаевич был впечатлен рассказом своего родственника. Через много лет он создал произведение, посвященное проблеме взаимодействия личности и общества. Должен ли человек следовать своим собственным устремлениям или его поведение полностью определяется окружающей средой и сложившимися обстоятельствами? Этот вопрос задает читателям автор в своем рассказе. В произведении поднимается проблема тотального бесправия российского солдата. Он уходит в армию на 25 лет, проводит все это время в бессмысленной муштре и за малейшую повинность может быть повергнут страшному наказанию. Однако центральная мысль произведения иная – показать как человек, единожды испытавший сильное потрясение, может разом отвергнуть сословные предрассудки. Идейное содержание рассказа раскрывается перед читателем при помощи системы образов и композиции. Главные персонажи произведения – Иван Васильевич и отец его возлюбленной. Седовласый полковник – это личность, мировоззрение которой полностью определяется окружающей средой. Он искренне любит дочь и веселится с ней на балу и не менее убежденно расправляется с солдатом на плацу. Этот человек не видит никаких противоречий в своем миропонимании, и то, и другое кажется ему совершенно естественным. Переживания Ивана Васильевича обусловлены цельностью его натуры. Он если любит, то весь мир, если презирает, то всю семью. Впечатлительный юноша из богатой семьи за один вечер резко меняет жизненные приоритеты, отказывается от женитьбы и карьеры, чтобы в будущем не стать участником столь же отвратительного действия. Впоследствии он посвятил свою жизнь людям, то есть попытался улучшить окружающий мир собственным примером. Л.Н. Толстой утверждал, что стремится свести все в произведении «к единству». Объединяющим началом в рассказе «После бала» стал контраст. Произведение построено по принципу антитезы. В нем противопоставлены друг другу два совершенно полярных эпизода, которые послужили поводом для резкой перемены настроения главного героя. Соответствующий язык и контрастная композиция – два основных приема, позволяющих автору раскрыть перед читателем идею произведения. Лев Николаевич срывает маску умильного добродушия с лица полковника и демонстрирует нам еще одну ипостась. Как один человек может сочетать в себе столь противоположные качества? Почему гости на балу заслуживают уважения и сострадания, а простой солдат на плацу нет? На эти вопросы читатель должен ответить для себя сам. При подборе языковых средств Л.Н. Толстой также опирается на принцип антитезы. Например, в описании прелестной Вареньки автор не жалеет белого цвета. У нее белоснежные перчатки, башмачки, платье. Героиня буквально искрится чистотой и невинностью. С помощью слова «белый» писатель подчеркивает праздничное настроение, душевный полет Ивана Васильевича, его благие намерения. Головокружительную радость бала передает музыкальное сопровождение в произведении. Плавный и нежный вальс, степенная мазурка, задорная кадриль и веселая полька заставляют героя настроиться на добродушный лад. В сцене наказания Лев Николаевич использует иную тональность и другое цветовое решение. Прежде всего, главный герой видит нечто «большое, черное» и слышит звуки «флейты и барабана». «Жестокая, нехорошая музыка» сопровождает страшную сцену расправы над солдатом. Да и полковник перестает быть красивым добродушным стариком, он «грозно и злобно» хмурится и бьёт по лицу нерадивого подчиненного. В рассказе описываются события только одной ночи, однако герою они врезались в память настолько, что он вспомнил про них даже через много лет. Композиция произведения обладает четкой и ясной структурой, в ней можно выделить четыре основные части. Повествование начинается с большого диалога, предвосхищающего основной рассказ; затем следует описание бала; сцена наказания и, наконец, заключительная реплика. Все произведение построено как «рассказ в рассказе». В рамках одного повествования автор изображает две исторические эпохи. Воспоминания Ивана Васильевича уводят читателя в Россию 1840-х годов, время жестокой «николаевской» муштры. Однако из рассказа видно, что и в настоящем времени ничего не изменилось. Простые люди по-прежнему страдают от бесчеловечного отношения к ним. Гуманизм Л.Н. Толстого актуален во все времена. Силой своего таланта писатель воздействует на умы и сердца людей, ставит перед ними важные нравственные и общественно-политические проблемы.