Идейно-художественные особенности повести

Во второй половине XX века в русской литературе возникает такое направление как деревенская проза. Сущность ее заключается в обращении к

Во второй половине XX века в русской литературе возникает такое направление как деревенская проза. Сущность ее заключается в обращении к народным идеалам, национальным духовным ценностям, изображению малой родины. Среди множества произведений этой направленности, самым известным является повесть Валентина Григорьевича Распутина «Прощание с Матерой», опубликованная в 1976 году. В центре повествования остров-деревня Матера, которая вскоре должна погибнуть – ее затопят. Поэтому жителям предписано бросить свои дома и переехать в новый поселок. Казалось бы, изображена простая житейская ситуация. Однако Распутину удается на ее примере показать судьбу всей земли. Поднимаемые нравственно-философские проблемы не ограничиваются деревенским миром, они разрастаются до общечеловеческих. «Прощание с Матерой» – своего рода притча-предостережение. Людей ждет крах и духовная нищета, если они не опомнятся, ведь их жизнь тесно связана с родной землей, с родиной. Одна из ключевых мыслей произведения: не мы первые пришли на землю, не мы будем и последние, поэтому не нами начата жизнь, не нам ее и заканчивать. Эту идею озвучивает главная героиня повести – Дарья Пинигина. Она – самая старая из жителей Матеры, и в ее образе собраны все нравственные и духовные ценности народа. Дарья осознает ценность, как своих умерших предков, так и будущего поколения. Она переживает за могилы родителей и дедов, которые не смогла уберечь и беспокоится, что не сможет объяснить, как такое допустила. И одновременно она видит, как отличаются от ее мировоззрения взгляды сына и внука. Неразрывная нить, связывающая все поколения Пиминовых должна вот-вот оборваться вместе с жизнью Матеры. Проблема родственных связей и единства рода – одна из самых главных идей повествования. На примере семьи Дарьи Распутин отчетливо изобразил, как от поколения к поколению ослабевают кровные узы. Самой героине страшно даже помыслить о том, что ей придется покинуть родной дом, место, которое было подготовлено для жизни ей и ее потомкам. Ее сын, Павел, хотя и испытывает определенные чувства к родной земле, не уверен в правоте матерее и сомневается в необходимости защищать старые могилы и дом, выстроенный руками прародителей. Внук же Дарьи, Андрей, легко отрекается от своей родины и не видит смысла в сохранении Матеры, ведь электрическая станция принесет больше пользы. Он готов отстаивать свое мнение и спорить до хрипоты, не прислушиваясь к мудрым речам своей бабки. Нельзя сказать, что Распутин выступает против прогресса и видит в нем только негативные стороны. Нет, писателя больше волнует то, что люди, охваченные возможностями машин, начинают ощущать себя выше природы, выше своих предков. Становятся зависимыми от техники, теряя свои души: «Машины на вас работают. Но-но. Давно уже не оне на вас, а вы на их работаете». И все беззаконные поступки, совершаемые людьми оттого, что душу они утратили: «А кто душу вытравил, тот не человек… На че угодно такой пойдет, не оглянется… Че хочу, то и ворочу. Никто в тебе не заноет, не заболит». И подтверждая эти слова, писатель показывает, как Петруха сжигает собственный дом, как мужики громят кладбище, как своими руками люди уничтожают память о предках и свое прошлое. Проблема уничтожения цивилизацией патриархального уклада стала одной из главных в конце XX века и продолжает занимать ведущие позиции. Распутин с горечью показывает, как охваченная новыми веяниями молодежь готова собственными руками уничтожить свое наследие. Но и этими проблемами не ограничивается идейное содержание повести, читатель также находит в ней рассуждения о смысле жизни, о неотвратимости смерти, о вечной проблеме «отцов» и «детей». «Прощание с Матерой» включило в себя почти все вопросы, мысли и идеи, мучающие человечество с момента его появления. Таким образом, Распутин стремился изобразить мир под гнетом технического прогресса, поработившего души человеческие. Все убыстряющийся темп жизни, надежда не на себя, а на машины приведут людей к тому, что окажутся они потерянные, неприкаянные, без корней, а значит и опоры. И суждено им тогда будет скитаться сиротами и вечно искать родную землю.