Имя и судьба (по рассказу В.М.Шукшина «Беспалый»)

Имя главного героя в заголовке — не редкость для рассказов Шукшина. Такой прием позволяет выделить героя среди остальных персонажей, по

Имя главного героя в заголовке — не редкость для рассказов Шукшина. Такой прием позволяет выделить героя среди остальных персонажей, подчеркнуть его характер. Для рассказа «Беспалый» автор же выбрал в название не фамилию, а прозвище, которое в тексте встречается всего однажды, ближе к финалу. О жизни главного героя Сергея Безменого до описываемых событий автор рассказывает мало, передает эти сведения через речь матери: работал трактористом, пил не много. Словно и нечего вспомнить Сереге из прошлого. А настоящая-то жизнь начинается со встречи с Кларой, когда в сердце героя поселяется любовь. Сергей будто заново рождается, и даже имя у него отныне другое: Серый. Поддавшись чувствам, он «теряет» настоящее имя, которое в переводе с греческого означало «высокий», и отзывается на слово, означающее невзрачный оттенок цвета. Правда, фамилия остается прежней: Безменов. Происхождение фамилии можно рассматривать по-разному. Возможно, она образована от слова «безмен» — маленькие бытовые весы. В этом случае, фамилия не просто говорящая, она характеризует жизненный путь героя: ему удается взвесить и измерить все, что было, есть и будет в судьбе. Если же фамилию рассматривать в морфологическом аспекте, то выделяются две яркие словообразующие части: приставка «без» и корень «мен». Тогда такая фамилия ярко характеризует своего носителя: человек, который не меняется. Шукшин обыгрывает имя не случайно. В начале рассказа перед читателем предстает Серега, просто и по-приятельски. Затем — Серый, когда любовное умопомрачение находит на Безменова. А для друзей после женитьбы он — Серьга: женская безделушка. И в финале, когда он уже обретает прозвище «Беспалый» — имя вновь приходит. По библейскому сюжету, отсечение левой руки — отказ от соблазнов. Отсекая пальцы, Сергей возвращается из праздника в будни. Клара — наваждение, искушение. Происхождение имени тому подтверждение: в переводе с латыни — «хромая», хромота же — дьявольская черта, как и рыжие волосы. Победив в этой схватке с бесовщиной, пройдя путь очищения (где стирка в бане — не просто деталь), герой обретает душевное спокойствие и самого себя.