Ирония и романтизм в «Повестях покойного Ивана Петровича Белкина»

В «Повести Белкина» входят пять повестей – «Выстрел», «Метель», «Барышня-крестьянка», «Станционный смотритель» и «Гробовщик». Их можно

В «Повести Белкина» входят пять повестей – «Выстрел», «Метель», «Барышня-крестьянка», «Станционный смотритель» и «Гробовщик». Их можно отнести к произведениям обновленного реализма, но А.С. Пушкин привносит в них элементы романтизма, по-доброму иронизируя над его идеалами. Сами ситуации, в которые попадают герои, постоянно повторяются в произведениях писателей-романтиков. В «Барышне-крестьянке» – это вражда родителей, дети которых влюблены друг в друга. В «Станционном смотрители» – ослушание родительской воли и побег из дома с любимым человеком. Случайно выйти замуж, как это произошло в «Метели» – это тоже в духе романтизма. Но все эти ситуации в «Повестях Белкина» изображены несколько гротескно, а завершаются они вполне благополучно и очень простым способом. Так автор противопоставляет реальную жизнь «романтическим наклонностям» персонажей. Он показывает, что жизнь развивается по своему сюжету и выход из трагической, казалось бы, ситуации вполне возможен без лишних эмоций и страданий. Также образы некоторых героев Пушкин изображает в духе романтических традиций: Сильвио, Марья Гавриловна, Адриян Прохоров, тандем Минского и Дуни. Но по мере развития сюжета все они оказываются обычными милыми людьми, без всякой таинственности и загадочности. Писатель мастерски использует прием иронии в своих повестях. Он нарочито эмоционально описывает в «Метели» возвращение из-за границы русских войск. Страшный сон гробовщика, который так нагнетал тайну и злой рок, оказался всего лишь сном. Речь Белкина изобилует такими конструкциями, когда в одной фразе смешиваются высокое и низкое, смешное и трагическое: «в сени (где некогда поцеловала…Дуня) вышла толстая баба». Развенчивая романтические идеалы и посмеиваясь над ними, Пушкин создал произведение, ставшее одним из образцов реализма в литературе.