Истинная и ложная красота в романе «Война и мир»

Понятие красоты первоначально ассоциируется с внешностью. То есть мы подразумеваем красивое лицо, на которое приятно смотреть, фигуру и

Понятие красоты первоначально ассоциируется с внешностью. То есть мы подразумеваем красивое лицо, на которое приятно смотреть, фигуру и гармоничное телосложение. Что касается другого понятия красоты, здесь речь идет о внутренней привлекательности, которая гораздо более стабильна и необходима в жизни. Почему? В этом нам помогает разобраться великий Лев Толстой в своем бессмертном романе «Война и мир». Наиболее ярко такое противостояние внешней привлекательности и внутренней красоты можно проследить на примере Наташи Ростовой и Элен Курагиной. С Элен мы знакомимся впервые в салоны Анны Шерер, где девушка уже вызывает массу негатива. Её внешняя красота притягательна, но пустота души так же заметна. Копирование манер хозяйки, стремление обзавестись богатым мужем, невозможность поддержать умную беседу – все это характеризует Курагину как пустышку, покрытую напускным лоском. Улыбка девушки – единственное, что внешне выдает ее внутренний мир. Пустота, никаких эмоций. Маска, скрывающее жуткое зрелище. Алчная Элен выходит замуж за Пьера, чтобы поскорее обогатиться и стать еще «счастливее». Ее счастье – это ложь и фальшь, злоба и грязь. Любовник в лице Долохова, масса поклонников, стремление найти себе нового мужа при наличии старого – все приводит к полнейшей деградации образа. Элен безнадежно потеряна для общества. Эта героиня, внешне такая прекрасная, несет в себе зло и низость современного высшего света. Ее судьба уже предопределена на многие годы. Наташа же предстает перед читателем в образе юной девочки, стремящейся к постижению всех радостей мира и всех его прелестей. Чистая неискушенная душа, которая любит всех и все вокруг, которая жаждет постигать красоту и внимать прелестям природы. Ей не чужды человеческие чувства: радость, боль, страдание, огорчение, чего нельзя сказать про Элен. Во всем романе мы ни разу не сталкивались с тем, чтобы она кого-то жалела, переживала или плакала, в конце концов. Каменная глыба и живой ручеек, который меняется и развивается потом в большой живительный источник. С этими образами можно сравнить Элен и Наташу. Изображение наивности Наташи не говорит нам о ее глупости. Напротив, эта девушка своей любовью к миру и стремлению почувствовать его изнутри зажигает сердца многих, привносит в их жизнь смысл. Андрей и Пьер, мужчины в жизни девушки, каждый из которых попал под влияние ее чувств и чар. Однако и здесь все не так просто. Андрей был промежуточным этапом в жизни Наташи на пути к своему счастью. Естественность юной девушки не лишает ее человеческих чувств и поступков, среди которых могут появиться и искушения. Так появляется Анатоль Курагин, ухаживаниям которого поддалась Ростова. Ничто не чуждо ее тонкой душе, но раскаяние было неимоверно тяжелым для нее. Чего не сказать про Элен. При наличии любовника в лице Долохова у нее не было ни малейших угрызений совести. Эта дама знала себе цену и стремилась поднять ее еще выше. Жертвенность Наташи ради других, когда она снимает вещи с телеги, чтобы посадить туда раненых, не знает границ. Ее сердце настолько болит за людей, что готово окутать любовью каждого. Это никак нельзя сказать про Элен, которая не любит даже своих родных. Пьер – знаковая фигура в жизни каждой из этих героинь. Одной он помогает обрести счастье, в судьбе другой же становится лишь промежуточным этапом. Внутренняя красота Наташи не оставила равнодушным никого, но лишь Пьер оказался способен раскрыть ее до конца и внести покой в ее сердце. Красота не бывает показной. Об этом говорит Толстой. Внешность угаснет, морщины покроют лицо, и ничего не останется от былых прелестей. Красота же души будет «цвести и пахнуть» всегда, пока живо сердце и чисты помыслы.