Исторические аспекты и их изображение в романе «Архипелаг ГУЛАГ» Александра Солженицына

В мировой литературе немалое количество произведений, основанных на реальных фактах. Как бы ни было тяжело осознавать, но роман Солжени

В мировой литературе немалое количество произведений, основанных на реальных фактах. Как бы ни было тяжело осознавать, но роман Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ» относится именно к таковым. Автор излагает не только свою субъективную точку зрения и взгляды на данные события, но и описывает правдивые истории людей, которые прямым или косвенным образом связаны с лагерем. Именно поэтому он определяет жанр своего романа как исторический «опыт художественного исследования». Автор акцентирует свое внимание на художественных моментах книги, но главную роль играют все же исторические аспекты. Так, как книга создавалась на протяжении десяти лет, внутренняя структура получилась своеобразной. Солженицыну необходимо было некоторое время, чтобы разобраться в исторической обстановке и своем мировоззрении. Большая часть романа основана на личном опыте автора: опыте одиннадцати лет, проведенных в заключении. Это вполне объяснимо. Ведь собственный опыт неотделим от исторических событий и опыта нации. Но так подробно описать происходившие действия и передать всю атмосферу того времени невозможно одному. В романе присутствуют рассказы, письма и истории 227 человек. Благодаря терпению и смелости автора спектр описания событий репрессии наполнен множеством красок. Солженицын для написания произведения привлек такое количество людей не только ради дополнения полной картины истории, но и для объективности взглядов. Немалое количество мнений свидетелей репрессии противоречат взглядам самого автора, но он все равно их вносит в роман. Эта «объективная» история встречается на протяжении всего произведения. Она дополнена цитатами из реальных исторических документов: судебных отчетов, речей деятелей и социальных манифестов. Солженицын крайне негативно относится к идеологии, говоря о ней как об оправдании происходившего тогда злодейства. Взгляд Солженицына на историю является не столько субъективным, как пристрастным. Ведь идеология обслуживает установленную систему, а он, в свою очередь, является активным представителем «борцов» против физического и духовного подавления. Автор выступает от имени всего поколения, защищая права всего народа и рассматривая поступки правительства. Именно своим оцениванием происходящего данный роман отличается от обычных повествований исторических событий. Поскольку художественная истина является неотъемлемой частью всеобщей правды нравственности, честности и человеколюбия. Благодаря столь оригинальному способу описания событий, автор дает нам возможность мысленно очутиться в тех годах, прочувствовать воздух репрессии и страдальческие крики людей. Роман «Архипелаг ГУЛАГ» – это не просто очередное историческое произведение. Это вызов правде. Это смелый взгляд в глаза правительству. Это монолог обычного обитателя тоталитарного государства воплощенный в виде обращения всего поколения. В произведении Солженицын также упоминает историческое название 30-х годов: «эпоха культа личности». Он считает, что именно из-за отсутствия гражданской доблести образовался весь этот неконтролируемый ужас. Сложившаяся еще в годы крепостного права человеческая покорность стала основной причиной возможности образования данного культа. И к чему это привело? К чудовищным последствиям. Геноцид против интеллигенции устранил всех тех, кто имел свое собственное мнение, тех, кто мог каким-то образом помешать правительству. Вместе с людьми они уничтожили свое будущее. Исторические, культурные и социальные последствия репрессии были заметны еще долгое время. Неужели нельзя было обойтись без крайних мер? Неужели правительству было не понятно, что убийство – это высочайшего значения грех? Нет ничего хуже, чем убийство. Хотя нет, все же есть. Массовое убийство. Безустанно борясь с ложью и насилием, Солженицын так подробно и достоверно повествует нам исторические факты, наполненные антигуманными событиями. Перенося свои мысли в эпоху культа личности, неведомая дрожь и страх охватывает все тело. Становится безумно страшно, но в то же время охватывает непреодолимая гордость за определенных соотечественников. Но какой бы ни была наша история, мы должны ее знать. Ведь это часть прошлого нашего поколения. И благодаря великим литераторам мы можем узнавать о ней не только лишь в сухих фактах, заполненных множеством дат, а и в чудесных художественных произведениях.