История создания и анализ повести А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича».

«Один день Ивана Денисовича» – это повесть о судьбе человека, рассматриваемая «сквозь призму» одного прожитого им дня. Подобная концен

«Один день Ивана Денисовича» – это повесть о судьбе человека, рассматриваемая «сквозь призму» одного прожитого им дня. Подобная концентрация пространства и времени – один из любимых приемов А. Солженицына. В сжатой форме он повествует о событиях эпического масштаба. Произведение «Один день Ивана Денисовича» было написано автором всего за сорок дней. А. Солженицын позже вспоминал, что во время работы в лагере ему вдруг пришло в голову, что для того чтобы написать повесть о трагической судьбе своего поколения, ему достаточно описать во всех деталях один день из жизни простого заключенного. Свой замысел писатель реализовал только через девять лет в 1959 году. Через два года, стараниями главного редактора А.Т. Твардовского, повесть была напечатана в очередном номере журнала «Новый мир». Ее публикация стала настоящим событием в литературной и общественной жизни страны. Главная тема повести – не лагерный быт, а рассуждения о судьбе России. Например, искусство в системе тоталитарного режима становится частью аппарата угнетения. Лагерные художники создают бесплатные картины для начальства и по очереди ходят на развод писать номера. А деревенские кустари по трафаретам малюют «ковры», которые пользуются большим спросом у населения. Этими деталями умаляется действительное предназначение высокого искусства. Сюжет произведения – хроникальный. Несмотря на то, что в нем рассказывается о событиях одного дня, по воспоминаниям главных героев можно узнать об их предлагерной биографии. Известно, что Иван Денисович перед войной жил в деревне Темгенево. На фронте он получил ранение и попал в плен. За это в 1943 году его признали изменником родины, осудили и отправили на каторгу. Юный Гопчик попал в лагерь за то, что носил бандеровцам в лес молоко. Буйновский угодил за решетку, потому что у него во время службы сложились теплые отношения с английским адмиралом. По воспоминаниям заключенных можно получить представление о том, какие события происходили в то время стране. Система персонажей в повести уникальна. Всего несколькими выразительными штрихами автор сумел добиться яркой выразительности образов в произведении. Например, «темный, да длинный, да насупленный» лейтенант Волковой быстро носится среди толпы зеков и временами таскает с собой кожаную плетку. После этих слов читатель сразу представляет себе ненасытного в своей злобе надзирателя. В старике, лицо которого вымотано «до камня тесаного», а десны жуют «хлеб за зубы» каждый увидит прошедшего все муки лагерного ада, но не сломленного судьбой заключенного. Система персонажей в произведении дает представление о композиционном мастерстве А. Солженицына. Все отношения между героями книги подчинены строгой иерархии. Между лагерной администрацией и заключенными находится громадная пропасть. Охранники и надзиратели в повести иногда не имеют даже фамилий и отличаются друг от друга только степенью жестокости. А вот осужденные, напротив, сохраняют у автора собственную индивидуальность. У них присутствуют имена, фамилии и даже отчества. А. Солженицын подчеркивает, что тоталитарная система тщетно пытается превратить в марионетки этих людей. Особенно показательны в этом отношении образы баптиста Лешки, латыша Кильдигса, бригадира Тюнина, Павло и кавторанга Буйновского. Не случайно автор сделал главным героем повести обыкновенного русского крестьянина. По Солженицыну судьба великого государства зависит преимущественно от врожденной нравственности и выносливости простого человека. Писатель намеренно акцентирует внимание на неброской нормальности Шухова. Основой несгибаемой стойкости Ивана Денисовича является неистребимое чувство собственного достоинства. Проза А. Солженицына обладает особой убедительностью в передаче жизненных реалий. Он намеренно акцентирует внимание на деталях лагерного быта. Один маленький нюанс – Шухов, засыпая, закутывает ноги в телогрейку – говорит о противоестественных условиях существования на каторге. Эффект жизненной достоверности достигается не только детализацией быта заключенных, но и гармоничным композиционным построением повести. В финале рассказа главный герой засыпает с мыслью об удачно прожитом дне. Его не отправили в карцер, угостили лишней порцией каши, дали славно поработать. В этих маленьких радостях прослеживается щемящая безысходность. Автор с эпическим спокойствием информирует читателя о том, что Шухову придется пережить еще немало таких дней. Удастся ли ему преодолеть все испытания? Об этом писатель умалчивает. Описанием одного дня из жизни Шухова А. Солженицын сумел добиться того, что этот непродолжительный отрезок времени для читателя отождествляется со всей жизнью заключенного и шире – с судьбой всей страны. Автор показывает, как тоталитарная система пытается сломить человека, стереть его природную индивидуальность и…проигрывает. Потому что Иван Денисович сумел превозмочь все препятствия этого дня и остаться живым и здоровым.