Изображение исторических преобразований в повести А.П.Платонова «Котлован»

Проблема коллективизации и индустриализации в советской России глубоко волновала А.П.Платонова. Писатель видел все ужасы ликвидации ку

Проблема коллективизации и индустриализации в советской России глубоко волновала А.П.Платонова. Писатель видел все ужасы ликвидации кулачества как класса и последовавшей за этим сплошной коллективизации. Трагические события в нашей стране на рубеже 20-30-х годов XX века легли в основу произведений «Чевенгур», «Котлован» и «Ювенильное море». Повесть «Котлован» является своего рода антиутопией, в которой показана несостоятельность идеи строительства светлого будущего при помощи рабского труда. В этом произведении представлена пародия на жизнь в коммунах, которую прославляли в период строительства коммунизма. В изображении А.П.Платонова образ жизни самих строителей напоминает казарменный коммунизм с застывшим будущим. Единственным источником информации в так называемом доме строителей является радиорупор, передающий лозунги и требования повысить производительность. Портретные характеристики персонажей практически отсутствуют в повести. Отдельными штрихами автор рисует общий психологический портрет строителей котлована и будущего. Например, «мутное однообразное лицо» Козлова с «сырыми глазами» дополняется «маленькой каменистой головой» Чиклина и «скудостью тела и красотой выражения» пионерок. Несмотря на небольшой объем повести, писатель вмещает рассказ о крупномасштабных переломных моментах отдельного периода в истории нашей страны. Два глобальных процесса – коллективизация и индустриализация – начинаются из разных точек и соединяются в повести в одной – в котловане, ставшим символом гибели и крушения надежд на светлое будущее. Писатель открывает повесть образом дороги, ведущей главного героя Вощева к котловану, к месту захоронения всего лучшего, что осталось у строителей «единого общепролетарского дома». Повествование в повести идет вяло, никаких динамических событий не происходит, таким образом создает впечатление остановившейся жизни. Также вяло и обыденно А.П.Платонов говорит о доведении «ликвидации коллективизации» до конца: Чиклин и его товарищи сплавляют на плоту в море оставшихся зажиточных крестьян. И никто из строителей котлована не ужасается тому, что эти люди отправлены на верную смерть, потому что в каждом из строителей убиты чувства, они мертвы душой и предчувствуют скорую физическую гибель. Знаменателен в «Котловане» образ девочки Насти. Этот ребенок является воплощением надежд на спасение, на возможность построить действительно настоящее будущее. Неслучайна и гибель Насти. Автор хотел показать, что идеи казарменного коммунизма не только бессмысленны, они губят все лучше и светлое вокруг. Особое внимание стоит обратить на речь героев. Это какая-то деформированная форма изъяснения. Язык пропагандистских лозунгов и директив того времени прочно вошел в лексикон героев повести: «территория чувств и массового психоза», «узкими масштабами строиться», «соревноваться на высшее счастье» и другие. Герои не могут изъясняться обычным языком, их приучили и приучают мыслить штампами и так же разговаривать. Так писатель показывает влияние популярной в период коллективизации и индустриализации лексики, отражающий образ жизни людей того времени. Еще одна важная особенность в повести – цвет. Чаще всего А.П.Платонов использует желтый (олицетворение беды и трагедии), красный (символ эпохи и крови) и черный как показатель депрессии и смерти. Многие персонажи повести страдают «дремлющим зрением», т.е. не могут видеть разнообразие и яркость красок окружающего их мира и ясного будущего. В заключение следует отметить, что в повести «Котлован» передано авторское видение происходящих исторических преобразований. Писатель предвидел трагедию в раскулачивании, истреблении крестьянства, всеобщей индустриализации. Он пытался предостеречь о том, что ложные идеи о всеобщем счастье, насильно навязываемом Генеральной Линией, могут загубить тысячи жизни и привести к разрухе не только нравственной, но и физической.