Изображение русского дворянства в повести Пушкина «Барышня-крестьянка»

Тема русского дворянства, несомненно, является одной из главных в произведениях Пушкина: его творческим пером созданы многочисленные о

Тема русского дворянства, несомненно, является одной из главных в произведениях Пушкина: его творческим пером созданы многочисленные образы русских помещиков и дворян – воплощение личных наблюдений автора. Повесть «Барышня-крестьянка» не стала исключением: её сюжет строится на взаимоотношениях двух соседей-помещиков, являющихся полнейшими антиподами, в которых отражены основные черты русского поместного дворянства. В одном из них, Берестове, автор представляет нам тот тип хозяина, на стараниях которого, собственно, и держалась аграрная Россия начала 19 века. Это ответственный владелец своих угодий, беспокоящийся о том, чтоб земля не скудела, хорошо плодоносила, чтобы сохранялись окрестные леса и луга. Иван Петрович участвовал во всём: лично сам вёл хозяйственные записи, контролировал все работы, вникал в нужды своих крестьян. Он практично вложил средства в строительство суконной фабрики, которая стала приносить доходы, снабжая сукном окрестных жителей, да и сам помещик надевал по праздникам сюртук, сшитый из ткани собственного производства. В сыне он видел своего преемника – такого же рачительного хозяина своих владений. В Берестове воплощены черты дворянства консервативных взглядов, отвергающих модные нововведения, особенно иностранные; высмеивающих тех, кто подражал французам или англичанам в обустройстве своих имений. Иной тип помещика представлен автором в образе Муромского, известного тем, что в молодости слыл мотом и праздным гулякой, беспечно тратившим наследное состояние. Став вдовцом и поселившись в единственном оставшемся имении, он стал активно преображать его на английский манер, подражая им во всем. Но это подражание не принесло владельцу больших дивидендов: он имел долги, хозяйство слабело. Однако Григорий Иванович не боялся использовать прогрессивные новшестства, мог рисковать. В нем Пушкин воплотил черты более передового, демократичного представителя русского дворянства, пытающегося по-новому заниматься хозяйством. Пушкин с ласковой иронией описывает и молодое поколение поместных дворян, восхищаясь прелестью уездных барышень, их наивностью и чистотой, лишенной кокетства и жеманства.