Какое понимание жизни и человека утверждает М.Горький рассказом «Старуха Изергиль»

Ранний М. Горький – романтик и идеалист. Он верит в свободу, право человека на счастье. Но в то же время, жизнь в представлении писателя –

Ранний М. Горький – романтик и идеалист. Он верит в свободу, право человека на счастье. Но в то же время, жизнь в представлении писателя – постоянная борьба человека с миром за свою свободу и возможность быть собой. На поле этой борьбы много павших, побежденных, сдавшихся и слившихся с массой. Это опустившиеся, пьющие, потерявшие себя бывшие люди. Но даже на дне есть герои, спящие и ждущие. С помощью старухи Изергиль автор высказывает свое отношение к людям и жизни. Делает он это в трех плоскостях: с помощью прямых рассказов героини про свою жизнь, через оценку ее со стороны слушателя и через легенды. Изергиль создает образ свободолюбивой женщины, без остатка отдающейся чувству любви и забывающей о ней едва остынет. Сильная, крепкая здоровьем, с яркой красотой она покоряла разных мужчин. На ней не отразились ни переезды, ни смерть любимых. Даже постарев, полна она жизни и по-прежнему тянется к молодежи, ее песням. Жизненная философия ее проста: живи как в последний день, не жалей ни здоровья, ни себя, не отказывай себе ни в чем. Она считает, что молодость должна успевать все и всегда быть веселой и влюбленной. Сначала старуха рассказывает легенду о Ларре, сыне похищенной девушки и орла. Возвратившись в деревню, он живет как хочет, убивая девушку за отказ быть с ним, считая вправе брать все, что понравилось. Жители изгоняют его, и он начинает грабить и красть. За гордость и непокорность боги наказывают его одиночеством, лишая его возможности умереть. Звучит первое правило – за все надо платить. Человек должен жить в обществе, соблюдать его законы, но оставаться свободным в своих чувствах. Старуха, а с нею автор, считает его наказание жестоким, но справедливым, боясь одиночества и вечных мук. Герой другой легенды – Данко, полная противоположность Ларру. Он любит и жалеет окружающих. Данко воплощение тоски людей по сильному, смелому и красивому человеку. Он не может спокойно смотреть, как плохо живут люди, не хочет бояться будущего. Данко сам строит свое счастье и выбирает свою судьбу. Именно таким, по мнению автора и должен быть человек. Быть первым, неравнодушным, способным к жертве. Когда люди оказываются в полной темноте и теряют веру в возможность лучшего будущего, он вырывает свое горячее сердце освещает им путь. Этим героем восхищается и автор, и старуха. Вторе правило – в жизни всегда есть место подвигу. Но, кроме искреннего восхищения, осознания потребности людей в красивых романтических героях и признание права человека на свободную жизнь, проскакивает и реальная оценка персонажей. Так бывшая красавица, щедро раздаривающая свою любовь, предстает одинокой старухой, которая засыпает на земле и лишь случайный слушатель из жалости, прикрывает ее тело тряпкой. Не выбрала она и мужа из числа страстно любимых смелых мужчин, которые гибли, уходили и не совершали подвигов во имя ее. Замуж же вышла она за обычного, надежного человека. Эгоистическая любовь к свободе не позволила ей завести ребенка. Так что, кажется, старуха больше учит тому, как не надо жить, и провозглашая лозунги свободы, сердечной щедрости и гордости, просто оправдывает тяжелую и не сложившуюся жизнь. И третье правило – яркая, но пустая, без продолжения в виде памяти, детей или плодов труда – бессмысленна. Также рисуя яркими красками смелость и жертвенность Данко, рассказчик замечает слабость и подлость спасаемых людей. Они бояться всего нового, не верят, не хотят сделать над собой усилие, в минуты слабости хотят убить героя. Но главным становится эпизод, в котором кто-то осторожный наступает на горящее сердце. Данко не получает ни памяти, ни благодарности. Люди хотят забыть о нем. Сердце топчут, чтоб не будить великих замыслов и мечтаний в душах людей. И хотя оно живет в голубых искрах, видят его единицы. Получается, что, не смотря на тоску о героях и их поступки, люди не любят их. Четвертое правило – совершая поступки, не надо ждать одобрения и благодарности. В образе страхи М. Горький попытался соединить черты Ларра и Данко. Она эгоистична и думает только о воплощении своих желаний, губит мужчин и не жалеет. Изергиль берет от жизни все и похожа становится в конце жизни на бесприютную, высохшую тень Ларра. Но, в тоже время она любит людей и уважает их, а ради любимого даже рискует жизнью, спасая его с товарищами из плена. Но в итоге, автор утверждает, что человек должен жить, помогая другим людям и стремясь построить счастливое будущее для всех. Люди – братья и только любовь к другому, пусть незнакомому, человеку сделает мир лучше.