Какую роль играет образ старухи Изергиль

Рассказ «Старуха Изергиль» похож на легенду. Внешне это описание беседы молодого работника со старухой, сидящей у костра. Она рассказыв

Рассказ «Старуха Изергиль» похож на легенду. Внешне это описание беседы молодого работника со старухой, сидящей у костра. Она рассказывает историю своей жизни, вплетая в нее легенды. У нее несколько ролей. Первая – связь рассказа с реальным, физическим миром, придание ему биографических деталей. Вторая – она рассказчик историй Ларры и Данко, которые вписываясь в ряд ее воспоминаний, кажутся реальными персонажами. И третья, - донести до читателя как надо жить и какие ошибки не совершать. Вспоминая, Изергиль часто восклицает «так и надо жить», хотя жизнь ее тяжела и полна потерь. Влюбленного в нее рыбака и ее первого любимого казнили, потому что они были разбойниками, но она ходила смотреть на их смерть и даже восхищалась смелостью мужчин. Потом попала в гарем и сбежала с сыном хозяина, но погубила его своей страстью. Затем ушла в Польшу с монахом. Далее полюбила и спасла венгра. Но когда заметила старость и равнодушие мужчин, вышла замуж и теперь, похоронив мужа, доживает одна. Чему хочет научить она, а через нее – автор? Самой главной считает Изергиль свою способность любить и отдаваться страсти без остатка, а когда любовь уходит, без сожалений начинать жить заново. Также восхищается она смелостью и равнодушием к смерти и деньгам, умением не дрогнуть перед опасностью и не продаться за золотые монеты. Изергиль считает, что для женщины важно, чтобы рядом был достойный мужчина, гордый и смелый, тогда и женщина будет королевой. Еще восхищает ее физическая сила и выносливость. Молодые, считает она, должны днем работать, а ночью любить, а не скучать и жаловаться. Ценит она критическую оценку себя, способность найти себе цену и вовремя остановиться. Но автор отмечает ее одиночество, присутствие теней, любивших ее, и, кажется, что эта женщина, так много испытавшая и понявшая, неправильно распорядилась своими молодостью и красотой. Также старуха Изергиль начинает и заканчивает историю своей жизни легендами. Сначала рассказывает она о Ларре – сыне орла и земной девушки, гордом, презирающим людей, берущим все, что хочется и наказанным за это бессмертием и вечным одиночеством. Старуха осуждает его, считая вечную жизнь и вечное одиночество страшным наказанием, ведь даже она, дряхлая, тянется к молодежи, любя их песни, веселье. Она считает, что за гордость и нежелание жить по законам людей обязательно придет наказание и автор соглашается, замечая мелькнувшую тень Ларра. Легенда о Данко рождается из тоски по сильным и красивым людям. Рассказывая ее, старуха доносит мысль о важности действия, о ненужности долгих раздумий. Надо брать от молодости все и тратить и здоровье, и силы не жалея, не оставляя на потом, даже при возможности смерти. Расчетливость, мелочность и трусость презирает и старуха, и романтическая душа автора. Ценой своего, вырванного из груди сердца, выводит герой людей из чащи и даже раздавленное, оно продолжает сиять голубыми искрами. Образ Изергиль и манера её рассказа – это способ автора напомнить о важности связи поколений. Неоднократно упоминается, что если внимательно слушать стариков и их советы, то возможно избежать ошибок и достойно прожить жизнь. И когда старуха замолкает, слушатель и правда видит и тень Ларра, и искры сердца Данко, и вереницу бывших любимых ее и ему кажется, что все это так и было, просто очень давно. Но потом очарование спадает и остается только спящая старая женщина, скучное небо, бескрайняя степь и печальное море. Природа и герои погружаются в сон. Ничего не изменила исповедь Изергиль и никого не исправила, хотя именно для этого была рассказана. Бессмысленно растраченная на удовольствия жизнь, одиночество, лишают образ старухи ореола мудрости, необходимого учителю. Она предстает просто жадной до развлечений женщиной, спящей на голой земле у остывающего костра.