Композиционные особенности романа «Голый год»

Роман Бориса Пильняка «Голый год», посвященный сложной историко-революционной теме, потребовал от автора нового художественного языка.

Роман Бориса Пильняка «Голый год», посвященный сложной историко-революционной теме, потребовал от автора нового художественного языка. Но поскольку писатель внимательно прослеживает и размышляет над перипетиями российской истории, то имеет право, по его собственному признанию, изображать «как умею и как совесть моя и ум мне подсказывают». К роману – два эпиграфа. Один из книги «Бытие разумное или нравственное воззрение на достоинство жизни», а другой из стихотворения А. Блока «Рожденные в года лихие». Своеобразие произведения прежде всего в том, что в нем нет сюжетной линии как последовательного изложения цепочки событий. Так, в роман вошли некоторые эпизоды из книги Пильняка «Былье». Такие своего рода «повторы» не умаляют художественной значимости произведения, а напротив, сохраняют внутреннее единство замысла. Как история страны, отражая социальные явления, повторяя, переиначивая, давая полярные и неоднозначные оценки, при этом остается неизменной по сути. Три отдельных зарисовки Китай-города – в Москве, Новгороде и Ордынине – представляют особый прием – единую аллегорию Небесной империи, существовавшей долгие тысячелетия и способной существовать вечно. Отдельные зарисовки сюжетов, авторские повторов, вкрапления эпизодов, представляющих образные новеллы, – все эти фрагменты объединяет идея, связанная с описанием первых революционных лет, их влиянием на перемены в жизни городов и конкретные людские судьбы. А своеобразный авторский прием построения, непохожий на классическую композиционную структуру, имеет особый психологический подтекст, говорящий о революционном лихолетье и хаосе и оказывающий определенное эмоциональное воздействие на читателя.