Композиция романа «Двенадцать стульев»

Роман «Двенадцать стульев», написанный за рекордно короткий срок, был закончен в 1928 году. Ильфу и Петрову пришлось изрядно потрудиться н

Роман «Двенадцать стульев», написанный за рекордно короткий срок, был закончен в 1928 году. Ильфу и Петрову пришлось изрядно потрудиться над его корректурой, поскольку содержание некоторых глав не позволяло ему быть напечатанным в Советской России. Количество глав романа менялось от тридцати семи до сорока трех. В редакции 1929 года их осталось сорок – именно это количество публикуется и поныне. В журналах, с которыми сотрудничали Ильф и Петров, объем художественного значительно сокращали – так, полностью неопубликованными остались две главы, из остальных были изъяты некоторые абзацы. Наиболее распространенный вариант романа «двенадцать стульев» состоит из трех частей, каждая из которых открывается повествованием о следующем этапе событий, плавно связанным друг с другом. Оригинальное название главы позволяет читателю если не полностью, то частично догадаться о ее содержании. Так, первая глава «Безенчук и нимфы» может вызвать ложное представление о содержании, поскольку «Нимфа» в романе - название похоронного бюро; реалистические представления появляются во второй главе с заголовком «Кончина мадам Петуховой». Ильф и Петров разбавляют главы метафорическими названиями, такими как «Зерцало грешного», «Муза дальних странствий», следы «Титаника» с целью создания интриги. В главе «Великий комбинатор» читатель знакомится с центральным героем романа Остапом Бендером, который за свою находчивость получил это прозвище, а «Междупланетный шахматный конгресс» повествует о его очередной мошеннической идее. «Людоедка Эллочка» начинается перечислением количества слов в нескольких словарях – от двенадцати тысяч до тридцати. Меньшим количеством свободно обходилась героиня, знакомству с которой авторы посвятили эту главу. Простой язык, ясный стиль и незамысловатая композиция – то, что привлекает читателя в романе «Двенадцать стульев» по сей день. Авторам удалось создать поистине народное произведение, которое не теряет актуальности почти девять столетий подряд.