Контраст, как основа композиции рассказа Л.Н. Толстого «После бала»

Лев Николаевич Толстой в рассказе «После бала» сделал контраст основным приемом при построении композиции. Яркому светлому балу против

Лев Николаевич Толстой в рассказе «После бала» сделал контраст основным приемом при построении композиции. Яркому светлому балу противопоставляется ужасающая сцена наказания беглого солдата. Противоречие угадывается уже в самом начале произведения, когда главный герой Иван Васильевич рассказывает о своей возлюбленной Вареньке. Он описывает ее, как стройную, грациозную и величественную красавицу. В то же время отмечает худобу девушки, ее костлявость и острые локти, но ласковая улыбка и блестящие глаза как бы сглаживают эти нюансы. В разговоре с собеседниками главный герой также рассуждает на тему современных нравов у молодежи. И здесь он делает акцент на том, что нынешняя молодежь ничего кроме тела не видит. Раньше возлюбленная казалась бестелесным существом, а о наготе и теле было страшно даже помыслить. Сцена бала у Толстого – вихрь из света, прекрасной музыки, красивых и добродушных людей. Варенька, словно ангел, вся в белом: платье, перчатки, атласные башмачки, веер. Она само воплощение непорочности, чистоты и возвышенной любви. И тем более жутким становится описание событий, произошедших ранним утром. Белой и воздушной Вареньке противопоставляются черные солдаты, красная, пестрая и неестественная спина наказываемого татарина. Свету, музыке, танцам – туман, жесткие, визгливые звуки флейты и барабана, строй, через который прогоняют еле живого человека. Образ полковника, отца Вареньки, также контрастен. Читатель видит его на балу глазами влюбленного Ивана Васильевича. Это красивый и статный старик с очень румяным и ласковым лицом. Он человек старой закалки, следующий традициям даже в танце. Полковник, как и положено, натягивает замшевую перчатку на правую руку, ведь «надо все по закону». Эту же перчатку главный герой видит во время сцены наказания на сильной руке, бьющей по лицу провинившегося солдата. На балу отец Вареньки услужлив и весел. Он сам предлагает главному герою потанцевать со своей дочерью. На площади же притворяется, что не узнает юношу, хмурится и отворачивается. Соблюдение закона и традиций является для полковника определяющим фактором. Сбежал солдат – требуется его наказать. Это его долг. Однако он слепо следует ему, не задумываясь о разумности и потребности такого жестокого наказания. Сам Иван Васильевич является в рассказе связующим звеном между двумя сценами. На балу он предстает перед читателем влюбленным юношей, полным радужных грез и надежд. Но уже утром, после увиденной расправы над несчастным солдатом, герой кардинально меняется. «Музыка любви» больше не звучит в его душе. Тоска, почти физическая боль, непонимание овладевают им. Однако, несмотря на все увиденное, Иван Васильевич делает попытку оправдать полковника, говоря о том, что возможно не знает чего-то, о чем знает тот. Он чувствует себя виноватым и не понимает почему. Так и не сможет никогда понять. Хотя здесь очевидно, что нежелание идти служить куда бы то ни было основано на осознании глубокой социальной несправедливости. Герой не хочет быть частью такого мира, такой службы, где за любой проступок такие вот «полковники» готовы убить человека у всех на глазах. Вся жизнь Ивана Васильевича изменилась за одно утро. Любовь к Вареньке исчезла, а каждое воспоминание о ней пробуждало в его памяти образ самоуверенного и гневного полковника. Эмоциональное потрясение, пережитое героем, взяло верх над чувствами. Сама Варенька гордилась своим отцом, но герой этой гордости больше разделить не может. Противопоставление поступков действующих лиц, музыки, атмосферы, эмоций главного героя, цветовой палитры – все это позволяет читателю воспринимать рассказ с особой остротой. Контрастность произведения делает его «живым» и ярким, заставляет задуматься над искажением понятий долга, чести и справедливости.