«Лагерь глазами мужика» в повести А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича»

Рассказ «Один день Ивана Денисовича» поставил А. Солженицына в один ряд с ведущими писателями своего времени. Это произведение сразу за

Рассказ «Один день Ивана Денисовича» поставил А. Солженицына в один ряд с ведущими писателями своего времени. Это произведение сразу заняло особенное место в литературе и общественном сознании. «Лагерь глазами мужика» был показан настолько достоверно, что многих эта картина поразила своей обыденной жестокостью. Впервые рассказ был опубликован в журнале «Новый мир» в 1962 году и сразу вызвал оживленные отклики в кругах русской интеллигенции. Такой жанр присвоил произведению сам автор, чтобы подчеркнуть резкий контраст между сжатой формой и глубоким содержанием своего творения. Замысел произведения предельно строг и прост. В нем час за часом рассказывается об одном дне из жизни обыкновенного заключенного – Шухова Ивана Денисовича. Это выходец из крестьян, простой русский работяга, с первых дней войны оказавшийся на фронте. Он получил ранение, попал в плен, но сумел бежать. В 1943 году Иван был осужден за измену родине по сфабрикованному делу. На момент повествования главный герой уже восемь лет находится в заключении. Он стал старым, опытным лагерником, понимающим, что нужно делать, чтобы выжить в бесчеловечных условиях каторги. Глазами этого человека показаны жизнь и быт бесправных заключенных. Простые и незначительные для свободного человека вещи приобретают в условиях неволи особую ценность, от которых порой зависит жизнь и здоровье человека. В своем повествовании А. Солженицын необыкновенно внимателен к мелочам. Он подробно описывает в чем спят, что курят, как одеваются и чем питаются его герои. Шухов, человек по-крестьянски дотошный и практичный, не упускает возможности облегчить свое существование: то спрячет две лишние миски с драгоценной кашей для себя и товарищей, то подберет ножовку, из которой потом сделает полезный в быту инструмент, то займет место в очереди сокамернику, зная, что тот непременно отблагодарит его каким-нибудь угощением. Каждая маленькая «удача» Ивана Денисовича подробно описывается автором, ведь зная, что делает человека счастливым, можно понять, чем он живет и в каких условиях существует. Несмотря на суровые условия жизни, тяжелый труд, постоянный голод и пронизывающий холод, Иван Шухов не теряет собственного достоинства и сохраняет уважение к себе и к людям. Он никогда не унизится до того, чтобы слизывать остатки скудной трапезы с оставленных на столе тарелок, всегда снимет шапку в столовой, выручит и поддержит товарища, разделив с ним последнюю порцию хлеба. В лагере у Шухова две заботы – не замерзнуть насмерть и не ослабеть от голода. Причем это не только основные условия для выживания, но и возможность отстоять внутреннюю независимость перед богатыми заключенными и жестокими надзирателями. С гордостью за своего героя автор говорит о честности и природной нравственной чистоте Ивана Денисовича. Даже в суровых условиях лагеря он так и не научился давать и брать взятки. Унижаться и выпрашивать у сокамерников табак и еду он также считает зазорным. Истинным вдохновением для Шухова является честный труд. Во время работы он ощущает радость от собственного мастерства, единения со своей бригадой, владения любимым и тщательно оберегаемым инструментом. В процессе работы Иван Денисович расправляет плечи и забывает об унизительной зависимости своего существования. В конце дня он с трудом отрывается от каменной кладки и буквально в последний момент врывается в строй уходящих заключенных. Эта деталь очень важна для Солженицына. Он лишний раз подчеркивает, как бессмысленно и жестоко держать за решеткой по-настоящему честных и трудолюбивых людей. Еще одна внутренняя опора, поддерживающая Ивана Денисова в самые тяжелые минуты, – отношения с товарищами по несчастью. Он с нежностью относится к юному Гопчику, который напоминает ему умершего сына, уважает грозного бригадира Тюрина. Прочные товарищеские узы связывают Шухова с Кильгасом и глухим Сенькой Клевшиным. А представителей интеллигенции, Цезаря Марковича и Кавтаранга, он даже жалеет за трогательную оторванность от реальной жизни. Жесткое неприятие вызывают у него лишь приспособленцы вроде Фетюкова. В финале повести Иван Денисович засыпает с ощущением, что прожил удачный день. Он не попал в карцер, сумел превозмочь болезнь, славно поработал, вечером не попался при обыске, успел подработать у Цезаря и купил хорошего табака. Как мало заключенному нужно для счастья! Щемящее чувство безысходности автор подчеркивает словами о том, что таких «удачных» дней Шухову осталось прожить еще очень много. А. Солженицын создал сильное произведение, в повествовании которого не чувствует ни капли фальши. Неискушенным читателям кажется, что перед ними хроника реальных событий, настолько достоверными и живыми выглядят герои повести. В этом и заключается сила художественного мастерства автора. В произведении «Один день Ивана Денисовича» нет громких слов или откровенного трагизма. Однако соответствующие чувства невольно возникают у читателя. Этот эффект достигается гармоничным строем повествования о силе духа и жизненной стойкости простого русского человека.