Лирическое и эпическое в поэме "Анна Снегина" Есенина

Лиро-эпическая поэма «Анна Снегина» была написана Сергеем Есениным в последний год жизни – 1925, и является своеобразным подведением ито

Лиро-эпическая поэма «Анна Снегина» была написана Сергеем Есениным в последний год жизни – 1925, и является своеобразным подведением итогов. Поэт словно смотрит назад и охватывает взглядом все произошедшее в своей жизни и жизни России. Перед читателем предстают самые тяжелые события и годы для страны: Первая мировая война, гражданская война, революция и последовавшие за ней репрессии. Все это – эпический план произведения. Главный герой едет в гости в деревню после событий Февральской, но перед Октябрьской революцией 1917 года. Попутно ему вспоминается война, в которой он не видит смысла, она кажется ему бесцельной, неоправданной, «за чей-то чужой интерес». Война предстает не просто кровавой, но братоубийственной: «Стрелял я в мне близкое тело и грудью на брата лез». А начали эту бойню «прохвосты и дармоеды», заботящиеся лишь о своей выгоде. И лирический герой гордится тем, как сам вышел из этой ситуации: «Другую явил я отвагу – был первый в стране дезертир». Вот единственный выход из этой античеловеческой компании, который он видит – уйти, не проливать кровь «братьев», не быть игрушкой в руках власть имущих. После описания событий минувших, перед читателем встают события нынешние – революция. И тут Есенин, несмотря на то, что сам вышел из крестьян, нисколько их не идеализирует и открыто изображает недостатки. В раздоре между Радовым и деревней Криуши виновата людская зависть. И тут сложно не увидеть метафору, ведь вражда двух соседних селений – это аллюзия на гражданскую войну, когда сосед идет на соседа, а брат на брата. В результате этого погибает староста, то есть проливается кровь. И эта трагедия приводит к упадку в обеих деревнях: «С тех пор и у нас неуряды. Скатилась со счастья вожжа». Поддержка же крестьянами революции вызвана желанием получить помещичьи земли, по сути все той же завистью к чужому добру. А во главе их стоят люди, подобные Прону Оглоблину, которому сами местные жители дают презрительную характеристику: «Булдыжник, драчун, грубиян. Он вечно на всех озлоблен, с утра по неделям пьян». И его брат, который после смерти Прона от рук белогвардейцев, встает во главе Сельсовета, не лучше: трус, врун и привык загребать жар чужими руками. Вот они, те, кто развязал эту вражду, кто ведет за собой людей, призывает убивать и грабить. В основе их стремлений лишь зависть, жадность и злоба. Их образы лишены человечности, отваги, каких-либо возвышенных чувств. Есенин безбоязненно рисует революцию такой, какой видит ее, и зрелище предстает ужасающим и печальным. О послереволюционных событиях в деревне главный герой узнает из письма: «мы живем не в раю… сплошные мужицкие войны». Революция не принесла обещанного блага, а только разрушила веками установленный порядок. Но это эпическая сторона поэмы, а в чем же лирическая? А она в мотиве любви, который красной нитью проходит через цепь ужасных и кровавых событий. Это история юношеской привязанности героя поэмы, вышедшего из крестьян, к помещичьей дочери Анне Снегиной – «девушке в белой накидке». Лирические строки, пронизанные светлой грустью и легкой печалью, рассказывают о влюбленном юноше, который получил отказ от предмета своего воздыхания: «Сказала мне ласково – Нет!». Лирический герой не испытывает обиды или желания отомстить, он совершенно спокоен по прошествии стольких лет – чувства уже угасли, осталась лишь память. Единственный момент, когда слова Анны задевают его и вызывают досаду, это эпизод смерти ее мужа. Достойные люди, такие как супруг Анны, гибнут, а «трусишки» как главный герой, живут. Этот фрагмент произведения очень показателем и в том плане, что в момент, когда жена оплакивает собственного мужа, приходят крестьяне во главе с Проном Оглобеным и требуют отдать им поколениями нажитое имущество и земли. Они не церемонятся и не испытывают никакого сочувствия к семье, которую давно знают. Все человеческое заслонила жажда наживы. Поэтому не удивительны слова Анны, ведь она видит главного героя среди этой толпы. Однако через несколько лет, Снегина, прибывая в эмиграции, пишет письмо, в котором просит прощение и признается в любви к главному герою. Поэма заканчивается на пронзительной лирической ноте: «Мы все в эти годы любили, но, значит, любили и нас».