Литературные аллювии в повести Стругацких "Понедельник начинается в субботу"

На первый взгляд литературные аллюзии в повести Аркадия и Бориса Стругацких «Понедельник начинается в субботу» вполне очевидны. Первая

На первый взгляд литературные аллюзии в повести Аркадия и Бориса Стругацких «Понедельник начинается в субботу» вполне очевидны. Первая часть произведения погружает нас в пространство сказки – в Наине Киевне Горыныч без труда можно узнать Бабу Ягу (тем более что живет она не где-нибудь, а в избе на куриных ногах, которая является памятником соловецкой старины), говорящий кот Василий, который знает все сказки, ни одну не помня до конца – это, безусловно, тот самый кот ученый из пушкинской поэмы, да и чешуя ему на головы сыплется, очевидно, из хвоста русалки, которая сидит на ветвях растущего во дворе дуба. После такого сказочного зачина усложняется не только само повествование – тоньше становятся и аллюзии. Авторы отсылают нас то к легендам о короле Артуре, не в самом лучшем свете показывая волшебника Мерлина, то в гоголевскому «Вию» - на него намекают еще в начале, говоря о Х.М. Вие, а во второй части прямо указывают на произведение, когда герои в стихах для стенгазеты обличают некоего Хому Брута. Присутствуют в повести и образы мифологические. Так, одного из персонажей зовут Савоаф Баалович Один – как древнего скандинавского бога, а руководит необычным институтом Янус Полуэктович Невструев, которых на самом деле два – и это уже четкая отсылка к истории двуликого Януса.