Любовь в поэме Данте Алигьери «Божественная комедия»

Одна из основных идей поэмы гениального Данте Алигьери – это идея о любви как душеспасительной силе. Поэт пришел к ней через страдание:

Одна из основных идей поэмы гениального Данте Алигьери – это идея о любви как душеспасительной силе. Поэт пришел к ней через страдание: юная Беатриче, в которую он был влюблен, умерла совсем молодой, так что он не смог соединиться с предметом своих мечтаний. В «Божественной комедии» ее образ становится символом непорочной и благородной любви, она – та возлюбленная, чувства к которой утратили плотскую основу. Такое восприятие любви вообще, любви как истины, что дана человеку Богом, становится одним из главных идейных компонентов творчества Данте. Творец, что одинаково непорочно любил свою Беатриче, свою Италию и человека, говорит своему читателю: Отсюда ясно, что любовь — начало Как всякого похвального плода, Так и всего, за что карать пристало. Этими словами он восхваляет любовь как идею и предостерегает от того, что она может породить – предательства, обмана, ревности и прочих зол. Еще одна мысль, которую высказывает поэту другой поэт – что любовь дается человеку извне. И вместе с читателем Данте недоумевает, ведь получается, что человек в таком случае не в ответе за выбор и карать его за неподобающее чувство было бы несправедливостью. Вместе с тем, если чувство действительно самоотверженно – будь оно направлено на одного человека или на всех людей сразу – оно обязательно найдет отклик, так что «огонь благой любви зажжёт другую, блеснув хоть в виде робкого следа». Таким образом, это великое чувство в поэме Данте Алигьери весьма многогранно – это и земная любовь мужчины и женщины, и метафора Божественного начала в человеке, и движущая сила жизни.